4 глава

Ломбардское искусство середины 14 века находилось под сильным тосканским влиянием. В Милане в 1335 году во дворце Аццоне Висконти работал Джотто. Тосканские принципы проникали в Ломбардию также с флорентинскими мастерами, которые покинули Флоренцию в 1348 году, спасаясь от эпидемии чумы. Но с особой органичностью художественные принципы Тосканы усваивались ломбардцами в той форме, в какой они попадали сюда через Джованни да Милано (упоминание 1350—1369), самого крупного живописца Ломбардии середины 14 века. Искусство этого художника, сформировавшегося в Ломбардии под влиянием находившихся там флорентинцев и не оставившего на родине ни одного произведения, обнаруживает специфический, отчетливо выраженный ломбардский характер.

Ярче всего об этом свидетельствует самая значительная работа Джованни да Милано, выполненная во Флоренции в 1365 году цикл фресок для капеллы Ринуччини в церкви Санта Кроче. «Когда Джованни да Милано отправился во Флоренцию, — пишет Тоэска, — он унес с собой уже приобретенные на родине характерные качества, которые выделили его между флорентинцами: свой простой и искренний реализм, противостоящий идеализированным формам джоттесков, светлый колорит и живое чувство светотени, характерные для его манеры». Фрески из капеллы Ринуччини, где воспринятая от тосканцев пространственность и упорядоченность композиционных построений органично соединена с исконным северо-итальянским вниманием к окружающему миру, обнаруживают интерес к жанровой трактовке религиозных сюжетов. К тщательному воспроизведению костюмов и причесок, тонко прочувствованных натюрмортов, сложных по построению интерьеров, архитектурных и пейзажных фонов.

Искусство Джованни да Милано получило в Ломбардии сильнейший резонанс. В многочисленных фресках из церквей и ораториев, расположенных возле Милана и Комо, ломбардский «umile realismo», как его называет Тоэска, становится определяющей чертой. Вместе с тем в ломбардской живописи 1365—1375 годов явственно намечается нарастание светских тенденций. Во фресках на религиозные темы не только акцентируются мотивы, заставляющие воспринимать композицию как жанровую сцену, увиденную в повседневной жизни, но сами эти сцены переносят в обстановку дворцов и замков северо-итальянских синьоров, являвшихся главными заказчиками художественной продукции. Переполненные, оживленные сцены в оратории св. Екатерины в Саларо, росписи в Лентате, Альбидзате, Вибольдоне, в которых появляются изображения вооруженных воинов в изящных доспехах. Пышных светловолосых красавиц в сильно открытых нарядных платьях, предвещают тематику ломбардских миниатюр, где скрупулезный, не упускающий из внимания ни один объект окружающего мира северо-итальянский «эмпирический реализм» достигает вершины своего развития.

Ломбардская миниатюра приобретает особую важность в семидесятые-восьмидесятые годы 14 века. Об этом свидетельствует уже тот факт, что количественно памятники миниатюры превосходят ломбардскую станковую живопись, к тому же малочисленную, а широко развитая в Ломбардии фреска в последнее десятилетие века часто воспроизводит стиль миниатюр, так сказать, в монументальном масштабе.

Конец треченто — «золотой век» развития миниатюры в Европе. Эта «дочь монастырей», сохранившая свой автономный характер на протяжении всего средневековья. Уже в 13 веке обретает широкую сферу применения — от церковных текстов, молитвенников или житий святых до иллюстраций рыцарских романов, хроник, средневековых естественнонаучных энциклопедий, находя заказчиков теперь уже не только в церквах и монастырях, но в придворных кругах замков и дворцов, среди богатых горожан, в университетской среде. На рубеже 14—15 веков европейская миниатюра переживает эпоху расцвета, оказавшись той областью искусства, которой суждено было первой воплотить новые, передовые устремления эпохи.

На общеевропейском фоне ломбардской миниатюре позднего треченто принадлежит ведущая роль. Возникшая там, где не прерывалась большая традиция монументальной живописи, где уже сформировались реалистические художественные тенденции, она вобрала в себя весь богатейший опыт искусства Ломбардии предшествующего времени. Это определило особую широту и разнообразие интересов ломбардских миниатюристов, способствуя тому, что именно они первыми среди европейских мастеров открыли для искусства многие изобразительные сферы: тонкое понимание и ощущение реальности, острый интерес к человеку н окружающей его обстановке, затем уже развитые франко-фламандской миниатюрой и получившие законченное воплощение в творчестве братьев Лимбург.

Стимулирующую роль в развитии ломбардской миниатюры сыграло создание в замке Висконти в Павии большой библиотеки манускриптов, собранной на протяжении 14 века и насчитывавшей к началу следующего века 988 названий. Книжный инвентарь павийской библиотеки, составление которого было завершено в 1426 году, явился настоящим зеркалом ломбардской культуры, отразившим разнообразие интересов, вкусов и пристрастий придворного окружения Висконти. Часословы и рыцарские романы, трактаты об охоте и средневековые переложения классических текстов, популярные энциклопедии различных наук, типа lacuinum sanitatis (трактат по гигиене), и сборники провансальской поэзии открыли перед ломбардскими миниатюристами широкое поле деятельности.

Маленькие листы рукописей вбирают в свои узкие границы широкую и многообразную картину современной ломбардской жизни, отразив ее почти в той же мере и с такой же яркостью, в какой это сделала итальянская новелла 14 века. Запечатленные в слове сценки городского и сельского быта, живо описанные Боккаччо и Саккетти, нашли адекватное воплощение в искусстве ломбардских художников. Именно в миниатюре они беспрестанно расширяют тематику изобразительного искусства, завоевывая все новые области у природы, с любовью и необычайной тщательностью воспроизводят скромный интерьер жилого дома, богатые покои замка, деловую обстановку мастерской, пейзажи и различные времена года, разнохарактерную деятельность людей, всевозможные предметы, их окружавшие. Но, несмотря на обилие жанровых мотивов и реалистических деталей, преждевременно говорить о становлении в искусстве Ломбардии позднего треченто ренессансных принципов. Реализму ломбардских художников не хватало целенаправленности и глубины, а победа «интернационального стиля», проникшего в искусство Ломбардии около 1380 года, надолго задержала его дальнейшее развитие.