4 глава

Вернувшись в Верону в 1433 году, Пизанелло приступил к одному из самых важных своих произведений — фрескам в капелле Пеллегрини в церкви Санта Анастазия, исполненным между 1433 и 1438 годами. Но помимо этой центральной работы четвертого десятилетия с 1430-х годов начинается период интенсивного сближения художника с могущественными правителями северо-итальянских государств. В 1431 году он исполняет неизвестное нам произведение для герцога Милана Филиппо Мариа Висконти. В 1432 году, проезжая через Феррару, дарит Лионелло д’Эсте, сыну феррарского маркиза, маленькую картину с изображением мадонны, а в последующие годы, связанный с Лионелло дружескими отношениями, отправляет ему по случаю брака с Маргаритой Гонзага (1435) изображение Юлия Цезаря, любимого героя феррарского принца, и исполняет для него ряд портретов. С Феррарой также связано начало деятельности Пизанелло-медальера. Здесь в 1438 году заседает Вселенский собор, на котором присутствовали папа Евгений IV и прибывший из Константинополя император Восточной Римской империи Иоанн VIII Палеолог, ставший моделью первой медали художника. Вслед за ней на протяжении 1440-х годов Пизанелло создает обширную галерею портретных медалей, запечатлев в них облик многих выдающихся личностей своего времени.

На рубеже 1430—1440-х годов активизируются связи мастера с двором Гонзага, сыгравшим важную роль в его художественной судьбе. Маркиз Мантуи Джанфранческо Гонзага, бывший в течение долгого времени приверженцем политики Венецианской республики, становится в 1439 году в надежде на присоединение к своим владениям Вероны и Виченцы союзником Филиппо Мариа Висконти в войне против Венеции. И когда в ноябре 1439 года войска Милана и Мантуи под командованием Никколо Пиччинино пошли на приступ Вероны, находившейся уже более тридцати лет под эгидой Республики св. Марка, Пизанелло, как свидетельствуют источники, был среди них. Победа союзников оказалась призрачной, и Верона уже через несколько месяцев была вновь отвоевана венецианцами. Однако участие в осаде города не прошло для Пизанелло бесследно. Художник был втянут в цепь серьезных неприятностей, предпринятых против него ректорами Вероны, представлявшими в городе венецианский Совет Десяти.

Ему запретили находиться на территориях Венецианской республики, а когда в 1442 году, после неявки Пизанелло в суд, против него, названного в документах «pentor rebello» (мятежный художник), было возбуждено целое разбирательство, художника обвинили в клевете на Республику, в том, что он произносил порочащие правительство слова («parole turpe е disoneste»), и приговорили к конфискации имущества и страшному наказанию — лишению языка. И только вмешательство друзей Пизанелло, длительные ходатайства сограждан, считавших, что поведение художника во время осады не заслуживало порицания, смягчили его участь. В ноябре 1442 года, узнав о смерти матери, он вынужден был предстать перед устрашающим судом, который разрешил ему поселиться в Ферраре без права жительства на венецианских территориях и, следовательно, в Мантуе и Вероне.

Политическая ошибка стареющего Джанфранческо Гонзага, обернувшаяся для Мантуи тяжелейшими условиями мира 1441 года, продиктованными Венецией, сложные финансовые обстоятельства, в которых оказался мантуанский маркизат в результате проигранной войны, создали неблагоприятные условия для продолжения меценатской деятельности, и Пизанелло возвращается вновь к работе для семьи Гонзага только в 1446—1447 годах, исполнив в Мантуе серию медалей и свое последнее, быть может самое крупное, живописное произведение — фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура, оставшийся незаконченным по неизвестным причинам.

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура. Вторая половина 1440-х гг. Всадник. Фрагмент.

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура, всадник

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура. Вторая половина 1440-х гг. Турнир. Фрагмент.

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура, турнир

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура, турнир, 2 часть

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура. Вторая половина 1440-х гг. Дама. Фрагмент росписи на боковой стене.

Антонио Пизанелло - фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура, дама

Пятое десятилетие — самый насыщенный период творчества Пизанелло. Прославленный художник — желанный гость во дворах правителей северо-итальянских княжеств — Феррары, Римини, Чезены, Мантуи, для которых он создает ряд картин, сейчас почти полностью погибших, и большое количество медалей. Круг заказчиков мастера растет вместе с его известностью. Он настолько загружен работой, что не может выбраться даже на свадьбу своей дочери Камиллы в 1448 году, и присылает ей в подарок с нарочным дарственную на землю в Вероне.

Тем более неожиданно, что сразу после 1450 года сведения о Пизанелло внезапно исчезают; вновь они появляются только в 1455 году в двух документах недостаточно ясного содержания для того, чтобы, исходя из них, решить вопрос о судьбе мастера, и дата смерти знаменитого художника остается проблематичной. Свои последние известные нам произведения Пизанелло выполняет в Неаполе, куда он переехал в конце 1448 года по приглашению короля Альфонсо Арагонского и оставался там до 1450 года. Характер его деятельности при неаполитанском дворе отличался большим разнообразием. Возглавив обширную мастерскую, художник принимает активное участие в оформлении придворного быта недавно созданного королевства, но главным образом работает как медальер. Однако, судя по тому, что ряд проектов для медалей и других произведений неаполитанского периода остался нереализованным, а часть дошедших до нас работ этого времени носит печать незавершенности и торопливой небрежности, есть основания думать, что Пизанелло оставляет Неаполь внезапно и поспешно. Но как сложилась дальнейшая судьба мастера? Умер ли он вскоре после 1450 года? Или, как думает Пакканьини, вернулся в Мантую, чтобы продолжить работу над живописным рыцарским циклом? Эти вопросы еще ждут своего решения.