Поздняя готика в Северной Италии

Европейское искусство рубежа 14—15 веков, обнаруживающее исключительное единство творческих устремлений и способов их воплощения, с легкой руки французского исследователя Л. Куражо стало называться искусством «интернационального готического стиля». Первые симптомы зарождения общности художественного развития большинства стран Западной и Средней Европы проявляются уже в тридцатые годы 14 века. Подготавливая возникновение того единого общеевропейского художественного языка, на котором приблизительно с 1380 года начинают «говорить» представители разных школ от Бургундии до Германии, от Англии до Испании, от Ломбардии до Чехии.

В Италии это позднеготическое направление, быстро распространившись по всей стране от ее северных границ до южной части Апеннинского полуострова, пустило особенно глубокие корни в центрах, расположенных в долине реки По. Приостановив развитие реалистической линии в искусстве треченто, оно удержалось здесь на протяжении всей первой половины 15 века. Для нас проблема «интернационального стиля» имеет особое значение, поскольку в атмосфере расцвета поздней готики проходят первые этапы художественной деятельности Пизанелло и в процессе освобождения от ее хитросплетений формируются ренессансные принципы в искусстве Северной Италии.

Памятники рубежа 14—15 веков — многочисленные кодексы, украшенные миниатюрами, резные складни, маленькие алтарчики, шпалеры, живописные портреты или образцы мелкой пластики — обнаруживают свою «интернациональность» в самых различных аспектах, начиная от специфического состава видов и жанров. В котором отдается явное предпочтение произведениям малых форм и который свидетельствует об утрате интереса к монументальному искусству, и кончая достаточно четко определенным набором стилистических «формул», используемых одновременно художниками различных стран. Отличительными чертами этого «интернационального», общеевропейского языка являются нежность высветленного колорита, особая «сладостность» моделировки, почти лишенной теней, ювелирная тонкость исполнения, придающая произведениям характер драгоценности, преобладающая роль линии, упрощающей изогнутые и словно лишенные костяка фигуры, уподобляя общий рисунок композиции причудливому орнаментальному узору. Иногда этот стиль называют также «мягким», имея в виду перечисленные выше особенности его изобразительных приемов.

Вместе с тем произведениям этого направления свойственна и острая достоверность реальности, тонко подмеченная и переданная в деталях интерьеров, в пейзажных фонах, в лицах персонажей, в их разнообразных костюмах, свидетельствующая о живейшем интересе позднеготических мастеров к окружающему миру.

Конечно, само понятие «общеевропейский изобразительный язык» условно. Оно условно в той же мере, в какой две названные выше черты искусства «интернационального стиля» — увлечение стилизацией и одновременно пристальное внимание к реальному окружению, — справедливо рассматриваемые как основополагающие признаки этого стиля, не исчерпывают всего многообразия, всей «комплексности» его содержания. Интернациональные черты получают индивидуальную интерпретацию у каждой из школ в соответствии с местными, национальными традициями, личными особенностями мастера, той социальной средой, которая их породила.

Поэтому рядом с утонченным изяществом и аристократической линеарностью, отличающими произведения парижской школы, центра рыцарской культуры, и тяготеющих к ней Милана и Вероны, соседствует трезвое, подчас грубоватое в своей подчеркнутой экспрессивности искусство Болоньи. Крупного торгового центра и ученого города Эмилии, или страстная, отмеченная исключительной интенсивностью эмоционального звучания живопись некоторых рейнских городов, отразившая распространение мистических течений в Германии. Нередко это разнообразие интересов, эмоциональных оттенков, психологических нюансов совпадает в пределах одной и той же школы, и все это вместе, придавая произведениям «интернационального стиля» большую многоликость, лишает течение монотонности и однообразия.