7 глава

Безусловно, эти идеи, не раз обсуждавшиеся в среде придворных гуманистов и художников, прежде чем они получили литературную обработку в книге Дечембрио, и послужили источником мотива обнаженной фигуры в феррарских медалях. А их конкретными прототипами стали те сосредоточенные в коллекции маркиза художественные произведения, к которым он сам постоянно обращался для иллюстрации своих высказываний. Непосредственное влияние не известных нам памятников античной скульптуры объясняет и присущее феррарским реверсам тончайшее пластическое чувство, и выразительную красоту двух могучих атлантов, и почти эллинистическую грацию лежащего у подножия сим-волической вазы юноши, напоминающего языческое божество.

Антонио Пизанелло - Медаль Лионелло д’Эсте. 1444 г. Аверс. Антонио Пизанелло - Медаль Лионелло дЭсте. Аверс

Но помимо обще проблемной связи с феррарскими медалями текст книги Дечембрио содержит конкретные примеры соответствий между словами Лионелло и мотивами реверсов. Рассматривая, в частности, одну из монет своей коллекции, принц произносит следующее: «Почему скульптор изображает старого мужчину, тщательно описанного в заметках Плиния Младшего, обнаженным, сгорбленным и, как говорит Теренций, поблекшим и более бородатым, чем юноша? Предположим, что из-за ограниченного пространства и характера материала, заставляющих его сделать изображение старика лысоватым, слабым и почти дрожащим каждым членом, вместо того чтобы показать его одетым в плащ, какие носят бедные старики. Моделировка членов старого тела, конечно, более выразительна, чем молодого, по причине усыхания крови». Содержание этой цитаты прямо перекликается с уже упоминавшимся реверсом с двумя обнаженными — юношей и стариком, сидящими у подножия паруса. Хорошо известная эмблема дома Эсте, изображение паруса повторяется также в свадебной медали Лионелло. Смысл этой аллегории — наполненный ветром парус, накрепко привязанный к колоннообразной мачте, — обычно расшифровывают как олицетворение неподвластного ветрам (то есть превратностям судьбы) корабля жизни (или государства), идущего постоянным курсом. Фигуры же сидящих мужчин, по предположению Хилла, могут символизировать протяженность разумной человеческой жизни — от юности, времени формирования личности, до умудренной опытом старости.

Антонио Пизанелло - Медаль Лионелло д’Эсте. 1444 г. Реверс. Антонио Пизанелло - Медаль Лионелло дЭсте. Реверс

Итог разнообразным художественным исканиям Пизанелло феррарского периода подвела свадебная медаль Лионелло д’Эсте, исполненная в 1444 году по случаю бракосочетания маркиза с дочерью Альфонсо Арагонского. Политическая важность союза с неаполитанским королевством, в большой мере обусловившая ту пышность и изобретательность, которые сопровождали свадебную церемонию и последовавшие за ней празднества, описанные, в частности, Гуарино да Верона, косвенно сказались и на характере медали 1444 года, явившейся одним из звеньев в цепи матримониальных мероприятий. Именно важность события, послужившего поводом для заказа медали, определила ее увеличенный по отношению к другим феррарским медалям размер, несколько идеализированную трактовку портретного образа, содержание аллегории на обороте, а также такую деталь, как буквы GE-R-AR в верхней части аверса, служащие началом слов «Gener Regis Aragonum» (зять короля Арагонского). Но вовсе не перечисленные особенности возводят это произведение в ранг шедевров мирового медальерного искусства. В его монументальности, ясной четкости пластической и композиционной структур, тонком соответствии лицевой и оборотной сторон, гармоническом равновесии деталей главная идея медали обретает подлинно ренессансную форму воплощения.

Антонио Пизанелло - Медаль Лионелло д’Эсте. 1441—1444 гг. Аверс.

Антонио Пизанелло - медаль Лионелло дЭсте. Аверс

Антонио Пизанелло - Медаль Лионелло д’Эсте. 1441—1444 гг. Реверс.

Антонио Пизанелло - медаль Лионелло дЭсте. Реверс

Антонио Пизанелло - Медаль Лионелло д’Эсте. 1441—1444 гг. Аверс.

Антонио Пизанелло - медаль Лионелло дЭсте. Аверс другой

Антонио Пизанелло - Медаль Лионелло д’Эсте. 1441—1444 гг. Реверс.

Антонио Пизанелло - медаль Лионелло дЭсте. Реверс другой

Антонио Пизанелло - Медаль Лионелло д’Эсте. 1441—1444 гг. Реверс.

Антонио Пизанелло - медаль Лионелло дЭсте. Реверс ещё один

Рациональное начало, лежащее в основе композиционного решения свадебной медали и выделяющее ее тем самым из всех предшествующих работ Пизанелло, где оно затрагивало только частные моменты, определило характер реверса, который в аллегорической форме содержит намек на брачную ситуацию и где с новой силой проявила себя поэтическая грань дарования художника. Строгий ритм вертикалей и горизонталей, образующих как бы «костяк» композиции и создающих четкую градацию пространственных планов, придает «многословной» в обилии деталей сцене ясную обозримость и вместе с тем, смягчая главную схему введением округлых форм, сообщает ей должную меру изящества. Подвижная пластика, чью свободу несколько сдерживает умеренное использование резца, вносит в композиционное равновесие реверса динамику и легкость.