16 глава

Иными средствами достигнуто чувство гармонической цельности образа в рисунке трех голов оленей (Париж, Лувр), тематически связанном с «Видением св. Евстафия». Сложнейшая графическая «симфония» предыдущего листа как бы сменяется в нем нежным звучанием одного музыкального инструмента, хотя оба произведения выполнена в единой технике. Грань между этюдом и штудией здесь почти неуловима. Помещая одновременно три изображения, Пизанелло, безусловно, преследует задачу изучения мотива. Но в его образном решении, поэтической тонкости и глубине характеристики, непринужденной легкости и деликатности графического строя вновь ощущается тот огромный опыт то «подведение итогов», которым предшествует долгое и упорное штудирование окружающего мира.

Антонио Пизанелло - Три этюда голов оленей. 1430-е гг. Антонио Пизанелло - три этюда голов оленей

При создании этюдов художник охотно пользуется штифтом, содержащим в себе идею законченности и определенности. В этой технике исполнены, в частности, два рисунка лежащих коров, три первоклассных этюда дикой кошки и лист с фризообразно расположенными зарисовками ее головы, рисунок кабана (Кембридж, музей Фитцуильям), верблюда (Виндзор, Королевские собрания), двух запряженных буйволов (Париж, Лувр). Помимо свойственных этюдам качеств — полноты характеристики, тщательности исполнения, монументальности, в большинстве этих листов появляется новое отношение к способу передачи объема рисуночными средствами. Если, работая пером, Пизанелло добивался завершенности в этюдах при всем их изысканном «графизме» приближаясь или даже сознательно воспроизводя структуру живописной моделировки, то в зарисовках серебряным и металлическим штифтами доминируют качества далекие от цвета: тонко нюансированная светотень в сочетании с острой линией контура. Отразив зарождение нового пластического чувства, последние рисунки знаменуют вступление мастера в иную творческую фазу: тяготение к крупным и замкнутым в себе массам, принцип сопоставления гладкой поверхности бумаги с тщательно проработанным объемом, ограниченным четким контуром, предвосхищают изобразительный язык его медалей.

В 1438 году Пизанелло делает свою первую медаль с изображением византийского императора Иоанна VIII Палеолога, и с этого времени портретная медаль становится ведущей темой его творчества. Обращение к новому виду искусства повлекло за собой решительные последствия. Оказав известное влияние на живопись художника (вспомним изобразительное решение портрета Лионелло д’Эсте), опыт работы с бронзой практически предопределил дальнейшую эволюцию его графического стиля и значительно обусловил содержание рисунков 1440-х годов.

Первая попытка передать графическими средствами объем, которому предстоит стать бронзовым рельефом, находит осуществление в рисунке из Лувра, связанном с работой над медалью Палеолога. К этой же медали относится другой рисунок, из собрания Института искусств в Чикаго. Сделанные непосредственно на улицах Феррары, куда император прибыл по случаю Вселенского собора, и объединяющие по нескольку натурных зарисовок, эти листы с яркостью отразили впечатления, произведенные на художника восточной пышностью и причудливостью нарядов византийских посланцев. Обе стороны рисунков покрывают торопливые изображения беседующих и разгуливающих людей, патриарха Константинополя Иосифа II, головы лошади с разрезанными ноздрями, вложенной в изукрашенные ножны сабли, расшитого колчана для стрел. Рядом с зарисовками — аккуратные надписи, фиксирующие сведения о цвете лица, волос, одежды Иоанна VIII, которые могут пригодиться в будущем. Исполненные, как и наброски веронского периода, пером поверх карандаша, они обладают по отношению к последним большей линейной и объемной определенностью.

Новые стилистические поиски концентрируются в зарисовке сидящего на коне императора (Лувр), перенесенной почти без изменений в композицию оборота медали. В очерчивающих фигуры коня и всадника линиях — энергичная, резкая, почти грубая сила. Проводимые по одному месту, они сливаются в жирные контуры, благодаря чему силуэт обретает чеканную монолитность, а изображение в целом, моделированное немногими и столь же активными штрихами, — простую и определенную пластическую характеристику.