Рождение ренессансной портретной медали

1438 год, когда Пизанелло исполнил первую медаль с изображением императора Византии Иоанна VIII Палеолога, стал годом рождения в Италии ренессансного медальерного искусства.

Медаль эпохи Возрождения — дочь гуманизма. Пробудившийся интерес к античности, воспринимаемой как живая история родной страны и ее великое национальное прошлое, был главным стимулом, обусловившим возникновение медали. Одной из форм проявления интереса к классической древности стало собирание всевозможных памятников материальной культуры прошлого, в частности находимых в земле Италии античных монет. Чаще всего римские, периода Империи, реже — республиканские, выбитые на маленьких дисках металла портреты правителей Древнего Рима превращаются в предмет страстного коллекционирования, вызывая в представлении итальянцев картины славной истории их древней родины.

Уже Петрарка, со времен которого практика собирания монет приобрела широкий размах, вспоминает о геммах и монетах, нередко поврежденных во время раскопок, приносимых ему в Риме торговцами для продажи или идентификации имени изображенной личности. Описывая в одном из «домашних писем» аудиенцию у императора Карла IV в Мантуе (1354), первый итальянский гуманист сообщает, что подарил ему «несколько своих любимых портретов наших императоров, сделанных из золота или серебра с мелкими старинными надписями», а в обращенной к Карлу речи призвал его следовать примеру тех Цезарей, чьи образы он ему дарит.

В последующие годы число почитателей античных монет возрастает. Прекрасными коллекциями обладали герцог Беррийский, чей монетный инвентарь является в настоящее время ценным источником сведений для ученых, папа Мартин V, Лионелло д’Эсте, Альфонсо Арагонский, папа Павел II, большой поклонник медалей, исполненных Пизанелло, основавший свое собрание, еще будучи кардиналом Пьетро Барбо. Слова Петрарки, смотревшего на классическую культуру «глазами патриота, ученого и поэта», — ключ к особому восприятию его современниками реликвий античности. Собирая монеты, итальянцы были менее всего похожи на коллекционеров в современном смысле слова или ученых-нумизматов: эстетическое качество и научное значение интересовали их в последнюю очередь. Драгоценные иконографические документы донесшие через столетия образы далеких предков, монеты были прежде всего живым напоминанием о «чистом сиянии прошлого». Их основной пафос — прославление героической личности, ее доблестей и заслуг — как нельзя более отвечал гуманистическим идеалам эпохи, наводя на мысль о возможности обрести бессмертие в памяти грядущих поколений. Такое понимание и оценка древних монет нашли прямое отражение в характере итальянской ренессансной медали, возникшей под мощным и непосредственным воздействием античных образцов.

Мишель Салмон (?). Медальон Константина. Аверс. Конец 14 в. Мишель Салмон. Медальон Константина. Аверс

Уже в монетном производстве Греции и Рима, где впервые была изобретена круглая форма монеты и выработаны ее основные эстетические изобразительные принципы, она обладала известным самостоятельных художественным значением. Сочетание изобразительного элемента с надписью, рождавшее возможность определенного воздействия на человека массовость монет, находившихся в непрерывном движении, переходя из рук в руки, привели к тому, что помимо своей основной, экономической функции монеты использовались как средство пропаганды, и прежде всего — прославления государства и его главы. Особого развития эта тенденция достигает в римском монетном производстве, где начинают появляться специальные выпуски монет, отмечающие конкретные исторические события. В 1433 году, например, Чириако д’Анкона, уже известный нам купец, собиратель рукописей и прочих древностей, преподнес находившемуся в Сиене императору Сигизмунду золотую монету Траяна, очевидно, одну из тех, которые были выбиты в память побед императора в Дакии и Персии. Помимо монет в римское время возникают также произведения мелкой пластики, приближающиеся по виду и назначению к медали в современном понимании и могущие считаться ее отдаленными прообразами. Это так называемые медальоны с портретами римских императоров, предназначавшиеся, очевидно, для пожалования вождям покоренных Римом варварских племен. В этих работах, где художественно-меморативные задачи явно преобладали над экономическими, формируются основные идейно-художественные принципы медальерного искусства, получившие развитие в эпоху Возрождения.

В средние века античные медальерные традиции не исчезают полностью. Они находят практическое применение в светских и церковных печатях, к ним обращаются в периоды кратковременных вспышек так называемых средневековых «ренессансов», они же обусловили появление в самом конце 14 века больших золотых медалей, возникших под непосредственным импульсом поздних римских медальонов. О существовании этих интереснейших произведений позднеготического искусства известно из упомянутого уже инвентаря герцога Беррийского, купившего в 1402 году у двух итальянских купцов золотые медали с портретами четырех римских императоров — Августа, Тиберия, Константина и Гераклия, с именами которых были связаны основные события истории христианства. Две последние из них, исполненные, по-видимому, парижским мастером Мишелем Салмоном, дошли до нас в позднейших отливках.

Мишель Салмон (?). Медальон Константина. Реверс. Конец 14 в. Мишель Салмон. Медальон Константина. Реверс

Вдохновленные античной традицией, эти медали вместе с тем остаются еще целиком готическими в выборе сюжетов для лицевой (аверса) и оборотной (реверса) сторон, в трактовке портретируемых, в изобразительном решении. Их средневековый характер подчеркивала и богатая ювелирная отделка, сближавшая медальоны с произведениями «интернационального стиля»: в своем оригинальном виде они были заключены в украшенные драгоценными камнями резные золотые обрамления, являясь не только и даже не столько работой медальера, сколько ювелира. Сделанные с них копии в виде многочисленных отливок, миниатюр, больших декоративных медальонов получают широкое распространение во многих странах Западной Европы. Хорошо известные и в Италии, они, без сомнения, оказали прямое влияние на развитие итальянской медали, став своего рода связующим мостом между античностью и новым временем.

Отличительная особенность медали Возрождения — ее окончательное освобождение от утилитарного назначения, содержащегося в самой экономической природе монеты. Самостоятельное художественное явление, медаль становится памятником определенному человеку или событию, в связи с чем особое развитие в ренессансном медальерном искусстве приобретает портрет.

В Италии первые медали появляются в самом конце треченто в Падуе, старейшем университетском центре, родине Альбертино Муссато. В последние десятилетия 14 века падуанский гуманизм находился под сильным влиянием идей Петрарки, проведшего в городе или его окрестностях конец своей жизни. Книга Петрарки «De viris illustribus» («О знаменитых мужах») стала литературной программой обширной живописной декорации в «Зале гигантов» падуанского дворца, созданной для Франческо I Каррара; влиянием его наследия обусловлено и возникновение в Падуе ранних медалей.