Заключение

Зарисовки к последним медалям Пизанелло представляют двойной интерес. Рисунок с натуры, впервые легший в основу работы художника над портретным образом в начале 1430-х годов (вспомним графические решения для принцессы, императора Сигизмунда и т. д.), не только сохранил свое значение важнейшего элемента творческого процесса и на завершающей стадии деятельности мастера, но принял на себя более сложные и дифференцированные функции в соответствий с более зрелыми и развитыми формами портретного изображения. Длительность и трудоемкость процесса создания медали, распадающегося на ряд отдельных операций, привели к тому, что именно рисунок становится основой всей последующей работы. Не имея возможности видеть модель постоянно перед глазами, художник с особым вниманием относился к изготовлению графического портрета, должного с точностью запечатлеть неповторимый физический облик портретируемого и вместе с тем обладающего зрелостью и полнотой образного решения. На основании такого рисунка затем выполнялась восковая модель, а после отливки по нему же уточнялись детали.

Фрагментарность рисуночного наследия Пизанелло лишает нас возможности познакомиться с подробными и законченными графическими решениями 1449 и 1450-х годов, но, вспоминая серию зарисовок к голове принцессы, можно с уверенностью предположить, что художник вряд ли обходился без подобных рисунков в работе над медалями. Подтверждение тому — рассмотренные выше листы, отразившие вместе со сложением композиционного замысла кропотливую работу над портретным образом, которая начиналась беглым наброском, сохранявшим полноту и свежесть непосредственного впечатления, и заканчивалась созданием графического эквивалента медали.

Подобно мантуанскому фресковому циклу, незавершенное состояние которого открывало возможность шаг за шагом проследить процесс рождения монументального живописного произведения со всей его проблематикой и техническими особенностями, последние медали Пизанелло и связанные с ними рисунки, завершающие творчество художника и тем более важные для оценки его исторического значения, раскрыли специфику рабочего метода мастера-медальера. В самой рационалистической структуре этого метода отразились особенности мышления художника нового времени. Его смысл — в последовательном и углубленном изучении натуры, в освоении и художественном претворении импульсов, рожденных окружающей действительностью. И одно только это обстоятельство служит весомым основанием для того, чтобы отнести творчество Пизанелло-медальера к наиболее значительным явлениям ренессансной художественной культуры.