2 глава

Школой, которая раньше других и с наибольшей органичностью восприняла готическое течение, была Сьена, крупнейшая и самая влиятельная художественная школа Италии в эпоху треченто. В сьенской живописи, достигшей расцвета в первой половине 14 века, характерный для всего искусства треченто интерес к окружающему миру получает поэтическую интерпретацию, а открытый мастерами Сьены мир чувств окрашивает традиционные религиозные образы глубоким лиризмом и человеческой теплотой. Произведения живописцев этой школы покоряют изысканной красочностью, тончайшей декоративностью, удивительной музыкальностью линейного ритма. Неутомимо варьируя богатейшую и разнообразную орнаментальную разделку фонов, с ювелирной тщательностью выписывая мельчайшие детали композиций, художники Сьены находят в изысканной красоте изобразительного языка адекватную форму воплощения тех аристократических и рыцарских идеалов, которые так импонировали высшему обществу города и породили повсеместное увлечение сьенской живописью.

Сьена оказала влияние на все без исключения локальные центры Италии, и в том числе на северо-итальянские. Однако в художественной культуре треченто эти школы занимают особое место, и их развитие протекает в ином, несколько отличном от остальных итальянских школ направлении.

Города Северной Италии претерпели на протяжении 14 века ряд существенных изменений в своей политической и социальной структуре. Пройдя вместе с другими итальянскими центрами героический путь антифеодальной борьбы, северо-итальянские города, одними из первых добившись победы, превратились в свободные коммуны. Однако наличие сильного и могущественного дворянства привело здесь уже в 13 веке к ожесточенным внутри коммунальным распрям, обнажившим различие интересов горожан и дворян и завершившимися в эпоху треченто радикальным изменением политического облика северо-итальянских коммун. В течение 13—14 веков большинство из них превращается в тирании, где коммунальный строй сменяется единоличной диктатурой правителей, захвативших власть разными путями, но в равной степени стремящихся превратить ее в постоянную, наследственную.

В 1262 году в Вероне устанавливается династия Скалигеров; в 1264 году на всенародном parlamento Обиццо д’Эсте избирается пожизненным синьором Феррары со всей полнотой власти; с 1277 года в Милане архиепископ Оттоне Висконти начинает историю самой могущественной в Северной Италии династии, которая в конце 14 века достигает деспотического абсолютизма в лице Джан Галеаццо, графа Virtu, ставшего затем первым герцогом Милана; в 1318-м в Падуе приходит к власти род Каррара; в 1328 году в Мантуе — Гонзага.

Независимо от своего происхождения все северо-итальянские тирании носят феодальный характер. С установлением единовластия в них происходит консолидация феодальных сил, укрепляется экономическое могущество дворян, его политическая роль в жизни города. Городской патрициат в свою очередь также тянется к правителю и во многом поддерживает феодальные традиции. Возле тирана образуется блестящий двор, в общественном укладе которого намечается усиление аристократических тенденций.

Вместе с тем придворному обществу Северной Италии не были чужды и передовые вкусы и устремления. При дворах наиболее культурных тиранов пустил довольно глубокие корни гуманизм. В Милане с 1353 года при дворе Луккино Висконти и затем сменившего его архиепископа Джованни долгое время живет Петрарка, завершивший здесь ряд важных своих работ и основавший в городе «академию» из тридцати человек, не прошедшую бесследно для северо-итальянского гуманистического движения. Гуманистические штудии находили поддержку и со стороны многих знатных граждан, для которых коллекционирование и изучение классических текстов становится, как для знаменитого Никколо Никколи из Флоренции, целью жизни. Так, известный миланский нотариус Джованни Черменато, собравший на протяжении жизни личную библиотеку, хранил в ней не только необходимые для его профессии книги, но и большую группу манускриптов древних авторов.

Значительные изменения претерпевает в Северной Италии в 14 веке система образования; в школах, количественно возросших по сравнению с предшествующим веком, помимо традиционных дисциплин, включенных в тривий, начинают преподавать гуманистические науки. В эпоху треченто роль важных северо-итальянских культурных центров берут на себя университеты, как старые, в Болонье и Падуе, так и вновь созданные, в Павии (1361), где наряду со схоластикой начинает занимать значительное место «studia humanitatis».