5 глава

Специфическое преломление принципы «эмпирического реализма» получили в произведениях двух веронских живописцев, Альтикьеро и Аванцо, творчество которых знаменует одну из вершин развития реалистической линии тречентистской художественной культуры и во многих отношениях стоит уже на пороге Ренессанса. То, что позволило этим художникам подняться над искусством 14 века, явилось результатом органического сплава острого северо-итальянского реализма, воспринятого у Томмазо да Модена, чьи основные тенденции они продолжали развивать, с традициями Джотто. Оказавшим поистине решающее воздействие на окончательное сложение их творческого облика: пронесенные сквозь «чистилище» джоттовского рационализма северо-итальянские реалистические принципы достигают в искусстве Альтикьеро и Аванцо особой концентрации.

Основные работы, выполненные между 1377 и 1384 годами веронскими живописцами, — фресковые циклы в Падуе, в капелле Сан Джакомо (позднее названной Сан Феличе) в падуанском Санто, где ведущим мастером был Альтикьеро (упоминание 1369 — 1384). И в оратории Сан Джорджо, расположенном возле собора на церковном дворе, в котором большее число композиций принадлежит кисти Аванцо.

С особой яркостью истоки стиля Альтикьеро прослеживаются в лучшей из падуанских фресок — в «Распятии» из капеллы Сан Джакомо. Являющейся, по справедливой характеристике Тоэска, «шедевром, который не имеет себе равных в живописи второй половины треченто и который по его наиболее существенным качествам следует поставить между Джотто и Ренессансом».

Искусство Джотто научило веронского мастера организовать разделенную на три части фреску в четкое уравновешенное целое. Оно научило его монументальности и размаху, силе пластического выражения, ясности объемов, умению передавать драматизм и напряженность ситуации. Человеческие фигуры в «Распятии» крепко построены, складки одежд подчеркивают их структуру и движение. Отдельные образы исполнены величавой простоты и достоинства (особенно выразительна фигура статной пожилой женщины, ведущей за руку ребенка, в левой части композиции). Свободные и непринужденные группы людей скомпонованы так, чтобы подчеркнуть пространственность сцены.

Вместе с тем, отталкиваясь от Джотто, Альтикьеро создает свой собственный, глубоко индивидуальный стиль. Сохраняя живой интерес к различным аспектам действительности, он остается глубоко северо-итальянским мастером. Вслед за Томмазо да Модена художник развивает в своем искусстве те его качества, которые остались для Джотто второстепенными, но которые помогли мастеру из Вероны насытить мир реалистическим содержанием. Одну из сильных сторон дарования Альтикьеро составляет умение придавать персонажам острые характеристики. Портрет, почти исключительный у флорентинского мастера, становится для Альтикьеро средством передачи разнообразия характеров. Нередко среди персонажей его фресок можно увидеть изображения известных исторических личностей (например, Петрарка в «Совете Рамира»). Еще большая конкретность отличает характеристики героев Аванцо, художника чрезвычайно близкого в своих творческих устремлениях к Альтикьеро и в отдельных случаях даже превосходящего его в заострении реалистического начала и индивидуализации образа. В этом отношении Аванцо — непосредственный предшественник Пизанелло.