3 глава

К первой половине 1420-х годов относят также работу Пизанелло по украшению фресками замка Висконти в Павии (1424): содержание этих фресок, уничтоженных в 1527 году французской артиллерией, известно из описаний Чезаре Чезариано и Стефано Бревентано. К этому времени Пизанелло стал уже известным мастером, о чем свидетельствует посвященная ему поэма Гуарино да Верона, написанная в середине третьего десятилетия 15 века.

На рубеже 1420—1430-х годов Пизанелло находится в Риме Современная историография с сомнением относится к утверждению Вазари, что художник был вызван в Вечный город папой Мартином V. И уже совсем к области чистой фантазии принадлежит его другое сообщение о том, что Пизанелло был учеником Андреа Кастаньо (родившегося около 1423 года!) и выполнил во Флоренции цикл фресок в церкви Санта Мария делла Кроче ал Темпио. В Рим художник приехал, скорее всего, около 1427 года, вскоре после окончания работы над монументом Бренцони, чтобы вместе с Джентиле да Фабриано принять участие в декорировании интерьера старой базилики Сан Джованни ин Латерано, начатом его учителем между 1426 и 1427 годами.

После смерти Джентиле осенью 1427 года, унаследовав имущество его мастерской, Пизанелло к 1432 году один завершает росписи. Посвященный истории Иоанна Крестителя фресковый цикл Джентиле и Пизанелло уже к 1456 году находился в состоянии плохой сохранности, а в середине 17 века погиб окончательно во время реконструкции базилики. Осуществлявший перестройку Сан Джованни Франческо Борромини оставил зарисовку старого интерьера церкви, включавшую часть триумфальной арки и стены главного нефа, на основании которой можно представить структуру декорации в целом. Она состояла из отдельных композиций, размещенных над арками центрального нефа, а простенки между окнами были заняты фигурами святых и пророков, «выглядевших так, словно это не живопись, а сделано в мраморе».

К латеранскому циклу, по-видимому, относятся рисунок Джентиле с изображением св. Павла (Берлин, Кабинет графики), а также некоторые листы кодекса Валларди, являющиеся копиями мастерской Пизанелло с отдельных композиций росписей. Помимо этих свидетельств сохранились описания погибшей работы современниками, и среди них особенно интересна ее оценка Рогиром ван дер Вейденом, посетившим Рим в 1450 году и назвавшим латеранский цикл Джентиле и Пизанелло одним из самых выдающихся живописных произведений в Италии.

Почти одновременно с тем, как Джентиле и Пизанелло работали в Сан Джованни, в Риме создавался другой значительный живописный комплекс — цикл фресок Мазолино в церкви Сан Клементе (1427—1431). Где среди композиций, посвященных святым Екатерине и Амброджио, выделялось монументальное «Распятие», которое Тоэска и Лонги с большей или меньшей уверенностью связывают с именем Мазаччо. Этот важный для раннего римского Ренессанса памятник стал для Пизанелло одной из форм знакомства с художественным опытом Тосканы, и знакомства, возможно, уже не первого. Хотя не существует документов, отражающих факт посещения Пизанелло Флоренции, в современной литературе все чаще и настойчивее поднимается вопрос о не прерывавшихся отношениях между Джентиле и Пизанелло в те годы, когда умбрийский мастер работал в столице Тосканы (1421—1426). И подтверждением тому служат не только явные следы воздействия Джентиле в веронской фреске Пизанелло из Сан Фермо, но не менее определенная печать влияния Пизанелло во флорентинских произведениях его старшего товарища. Во всяком случае, после 1432 года, завершив росписи в Сан Джованни и возвращаясь из Рима в Верону с сопроводительным письмом папы Евгения IV, где он назван «pictor familiaris noster» (наш приближенный художник), Пизанелло посетил не только Феррару, как о том свидетельствуют источники, но и некоторые города Тосканы, и отражением его впечатлений стали отдельные рисунки так называемого «римского альбома путевых заметок».