Пизанелло - М. И. Майская

Введение

Когда знакомишься с обширной критической литературой об Антонио Пизанелло, старой, современной и самой последней, словно попадаешь в атмосферу напряженной научной дискуссии, в густую, насыщенную, наэлектризованную среду горячих споров, скрупулезных исследований, осторожных гипотез, блестящих открытий. Возникшая на рубеже 19—20 веков, она не только не исчерпала себя за почти столетнюю историю изучения творчества художника, но, достигнув за последние десять — пятнадцать лет апогея своей интенсивности, поставила новые, ждущие решения вопросы, выявила новые загадки мастера. В значительной мере обусловленная развитием общего уровня искусствоведческой науки, эта многолетняя «дискуссия» прежде всего обязана своим существованием яркой творческой индивидуальности Пизанелло, сложной и драматической судьбе его художественного наследия, важности того исторического этапа в итальянском искусстве, который он отразил в своей эволюции.

Один из крупнейших художников раннего кватроченто, Антонио Пизанелло работал в те же годы, когда воздвигнутый Брунеллески купол Флорентинского собора, «покрыв своей тенью все народы Тосканы», возвестил наступление новой эры в итальянском искусстве. Когда скромная церковь Санта Мария дель Кармине превратилась в памятник мировой культуры благодаря гению Мазаччо, а в произведениях Донателло раскрылся новый язык пластики. Когда, движимый страстным желанием испытать возможности человеческого разума, творил Уччелло, когда искусство Возрождения в Италии начинало свой героический путь. Как и его знаменитые флорентинские современники, с максимальной полнотой, яркостью и последовательностью воплотившие главные черты культуры новой эпохи, Пизанелло отразил в своем творчестве важнейшие явления художественной жизни на севере Италии, подготовившие расцвет северо-итальянского Ренессанса во второй половине 15 века.

Первое, что привлекает в личности Пизанелло, — широта и многогранность его творческого диапазона. Мастер монументальной живописи, создавший в течение жизни шесть значительных фресковых циклов, и автор маленьких станковых композиций, миниатюрист, блестящий и неутомимый рисовальщик, декоратор, принимавший живое участие в оформлении придворного быта крупнейших итальянских дворов. Талантливый медальер-портретист, он обнаруживает такое многообразие интересов и такую творческую активность, которые выделяют его даже в калейдоскопе художественной культуры 15 века, богатой выдающимися именами и яркими дарованиями.

История Возрождения знает немало удивительных примеров универсализма. Но только в период Высокого Ренессанса это качество станет гениальным и вместе с тем естественным выражением титанического духа эпохи. В 15 веке участие мастеров в различных сферах художественной деятельности преимущественно не выходило за пределы более или менее традиционного содержания творческой практики, а в высоком качестве разнообразной продукции кватрочентистской боттеги отражалась крепкая связь с традициями средневекового мастерства. В это время живописцы нередко принимали участие в изготовлении эскизов для витражей, делали рисунки для скульптурного декора; архитектор Брунеллески в начале пути пробовал силы в конкурсе скульпторов, предполагают также, что скульптурой занимался Мазаччо; и все они вместе, объединив в себе обязанности архитектора, скульптора и живописца, становились декораторами, когда во время приготовления города к празднествам расписывали фасады средневековых зданий, преобразуя их в ренессансные постройки. На этом фоне Пизанелло был одним из немногих художников, кто не только последовательно и. параллельно работал как живописец, рисовальщик и медальер, но чья творческая многоплановость не осталась потенциальной, а гармонично выразила и исчерпала себя в полноценных художественных произведениях. И только комплекс трех различных проявлений артистической индивидуальности мастера раскрывает до конца проблематику его искусства, его образный мир, его поэтику.

В представлении современников Пизанелло, высоко ценивших многогранный талант художника, к самым значительным его достижениям относилось непревзойденное мастерство в изображении «предметов натуры», претворенное в портретах, медалях, пейзажах, зарисовках животных. В этой оценке, запечатленной в трудах историков, высказываниях художников, благосклонных замечаниях принцев, в ученых трактатах и стихотворных восхвалениях гуманистов, прежде всего, сказалось восхищение эстетической значимостью и совершенством произведений Пизанелло. Но в ней же — чуткость людей раннего кватроченто к пафосу новизны, к тому, что отличало выделенные ими стороны творчества мастера от предшествующей эпохи. И действительно, проницательный глаз современников сумел вычленить среди различных интересов Пизанелло то, что вовлекает его в движение нового искусства и ставит рядом с теми, кто считается подлинными создателями раннего Возрождения.