13 глава

Набросок необходим мастеру для самого первого, непосредственного и эмоционального осмысления увиденного. Специфически новый тип рисунка, рожденный ренессансной художественной практикой, набросок характеризует важный отправной момент в изучении избранного мотива. Требующий мгновенной реакции, умения за кратчайший отрезок времени перенести на бумагу живой и часто беспокойный объект наблюдения, он предусматривает высокий уровень профессионального мастерства.

Антонио Пизанелло - Три зарисовки петуха. 1430-е гг. Антонио Пизанелло - три зарисовки петуха

Для Пизанелло набросок с натуры — любимый вид рисования, отвечающий импульсивному складу дарования и художественному темпераменту. Немаловажным оказался здесь и его опыт наследника позднеготических виртуозов линии. Словно переполненный обилием впечатлений, мастер чаще всего доверяет их наброску, позволяющему стремительно фиксировать в свободном перовом рисунке попадающие в поле зрения мотивы и сохраняющему при этом всю их острую жизненность и непосредственность первоначального восприятия. Судя по обилию сохранившихся листов, набросок, как арпеджио для пианиста, был для Пизанелло своеобразной каждодневной разминкой, тренирующей руку, воспитывающей зоркость взгляда, оттачивающей мастерство. Домашние куры и петухи, голуби, павлины, обезьяны, лошади, запечатленные в этих мгновенных рисунках, когда рука едва успевает набросать общий силуэт, охарактеризована так ярко, остро и всесторонне, что в ряде случаев напрашиваются ассоциации с какими-то чертами характера человека. Способность водно мгновение несколькими линиями пера передать все своеобразие зверя или птицы, его живую индивидуальность, особенно выразительную позу типичное движение свидетельствуют о том, что искусство быстрого наброска доведено мастером до высокого совершенства.

Антонио Пизанелло - Наброски обезьяны и павлина. 1430-е гг. Антонио Пизанелло - наброски обезьяны и павлина

Для анималистических зарисовок Пизанелло характерно соединение в одном листе по нескольку набросков одного и того же мотива, сделанных с разных точек зрения. Хаотически разбросанные, не подчиненные заранее обдуманной композиции, в своей совокупности они рождают у зрителя иллюзию движения в замкнутом пространстве листа изображаемого животного или птицы, что придает их характеристике особую полноту. Зарисовки обезьяны, например, повторены на лицевой стороне луврского рисунка семь раз и на его обороте — три. Особенно охотно возвращается Пизанелло к изображению павлина. Излюбленный мотив готических художников, он привлекает и мастера из Вероны своей красотой и изяществом. Однако не декоративная выразительность изогнутых и вытянутых форм, столь импонировавшая готическим вкусам, находит отражение в его набросках, но характерность движений, повадок, поз этой царственной птицы, живая красота ее конкретного облика. В одном из самых эффектных рисунков третьей группы, исполненном бистром на слегка тонированной красноватой сангиной бумаге, павлин-самец запечатлен в пяти разных положениях. Внизу горделиво вышагивающая фигура птицы показана почти в профиль, параллельно плоскости листа, благодаря чему подвижные перовые штрихи, гибко следуя элегантным формам, получают возможность очертить «музыкальный» силуэт, завершающийся роскошным хвостом-шлейфом; в другом случае, чем-то настороженная, птица повернула голову в сторону, и линии пера становятся особенно трепетными, только намечая сумятицей прерывистых штришков ее очертания, а слева вверху взъерошенная и отнюдь не царственная фигурка охорашивающегося павлина возникает из стремительного вихря резких коротких и длинных штрихов, закорючек, точек, обобщаемых плавно круглящимися росчерками.

Антонио Пизанелло - Пять зарисовок павлина. 1430-е гг. Антонио Пизанелло - пять зарисовок павлина

В набросках Пизанелло впервые в истории европейского реалистического рисунка максимально выявлены его специфические возможности. Не прибегая более к раскраске и подцветке фона, как это делали связанные с искусством миниатюры ломбардские рисовальщики, он добивается необходимых эффектов передачи фактуры, объема, плотности или воздушности изображаемых мотивов с помощью светотени. Светотень рождается от соединения белой, а иногда слегка тронутой сангиной бумаги или глянца пергамента с карандашными штрихами и линиями бистра разной интенсивности, бесконечно разнообразными, динамичными и послушными перу художника. Непосредственность восприятия, спонтанность набросков уступают место строгой объективности в детальных штудиях. Для некоторых из них Пизанелло применяет серебряный штифт, которым рисуют по загрунтованной бумаге, или свинцовый штифт, используемый на простой бумаге.