14 глава

Техника рисования штифтом, дающим прозрачное изображение и позволяющим добиваться тончайшей светотеневой моделировки, привлекает художника возможностью в строгом лаконичном рисунке подвергнуть избранный мотив скрупулезному анализу. Именно эти задачи преследует он в двух штудиях ящерицы, которая, безусловно, послужила «прообразом» дракона из веронской фрески, ведущего свою «генеалогию» от безобидного пресмыкающегося. В одной из них (Париж, Лувр) ящерица показана бегущей влево, так что штифт выявляет гибкий силуэт ее длинного тельца, в другой, раненная в рот, она круто выгнулась, высоко приподняв вверх змеевидную голову. Контраст живописной законченности моделировки и тонкой изысканности линии контура придают штудиям ясную пластическую определенность. По-видимому, в непосредственной связи с этими рисунками возник уже упоминавшийся лист с изображениями лежащего козла, морской черепахи и улитки (Париж, Лувр), в котором легкие линии серебряного штифта в отдельных случаях усилены пером. Прибегая к знакомому по наброскам приему, Пизанелло помещает в нем сразу несколько штудий одного и того же мотива. Морская черепаха, например, сначала показана сверху, а затем перевернутой на спину, благодаря чему художник получил возможность тщательно изобразить строение ее панциря снизу, чешуйчатую поверхность лап, уродливую голову. Еще дольше наблюдает он за улиткой, запечатлев ее манипуляции с раковиной в девяти крошечных зарисовках.

Антонио Пизанелло - Три зарисовки лошадиной морды. 1430-е гг.

Антонио Пизанелло - три зарисовки лошадиной морды

Антонио Пизанелло - Набросок головы лошади. 1430-е гг.

Антонио Пизанелло - набросок головы лошади

Антонио Пизанелло - Штудии лошадиной морды. 1430-е гг.

Антонио Пизанелло - штудии лошадиной морды

Наряду со штифтом в штудиях широко применяется перо, хотя используется оно иначе, чем в набросках. В этой технике главным образом исполнена большая группа листов, занимающая среди анималистических рисунков 1430-х годов особое место. Речь идет об изображении лошадей, и в первую очередь о зарисовках лошадиных голов. Если всем без исключения пизанелловским рисункам животных присуща какая-то интимная доверительность, лиризм, особо личная интонация, то к листам с лошадьми это относится в наибольшей мере. Их количественное преобладание в графике художника обусловлено практической необходимостью, тематикой его картин, а впоследствии — оборотов медалей. Но то, как изображает Пизанелло этот мотив, объясняет только глубоко личная симпатия к нему художника. Его рисунки лошадиных голов можно назвать своеобразной портретной галереей, настолько ярко, живо и индивидуально они охарактеризованы, настолько тонко переданы в них специфические качества и свойства каждого отдельного животного.

Антонио Пизанелло - Четыре зарисовки лошадиной морды. 1430-е гг.

Антонио Пизанелло - четыре зарисовки лошадиной морды

Антонио Пизанелло - Этюд головы лошади с разрезанными ноздрями. 1430-е гг.

Антонио Пизанелло - этюд головы лошади с разрезанными ноздрями

Общим штудиям предшествуют зарисовки, преследующие частные задачи, в которых художник изучает детали головы лошади, строение ее зубов, оскал морды при различных положениях удил, в состоянии гнева и т. п. Его внимание привлекают необычные для современного восприятия мотивы, как, например, морда с разрезанными ноздрями (Париж, Лувр). Согласно Хиллу, этот обычай свойствен восточным и вообще теплым странам. Захваченный живописными эффектами глубоких и темных впадин ноздрей, Пизанелло стремится с помощью длительного и подробного рисунка черным карандашом, уточненного сверху тончайшей перовой штриховкой, передать эти углубленные полости, мощными светотеневыми контрастами выявляя их сложную пластику, их мясистые изогнутые края и на фоне таинственной темноты — светящуюся белизну зубов. Иногда кажется, что страсть к аналитическому исследованию возобладала в детальных штудиях над художественными интересами мастера, и некоторые из них производят почти отталкивающее впечатление.

Антонио Пизанелло - Конь с клеймом на правом боку. 1430-е гг.

Антонио Пизанелло - конь с клеймом на правом боку

Антонио Пизанелло - Конь с подвязанным хвостом. 1430-е гг.

Антонио Пизанелло - конь с подвязанным хвостом

Вместе с тем именно эти листы, где помимо практически необходимых художнику задач затрагиваются вопросы более широкие и специальные, позволяют понять ошибку прежнего владельца кодекса Джузеппе Валларди, считавшего его автором Леонардо да Винчи. Сделав рисунок инструментом исследования окружающего мира в пределах анималистической тематики, Пизанелло и в самом деле выступает непосредственным предшественником великого мастера Ренессанса.

Антонио Пизанелло - Голова лошади. 1430-е гг. Рисунок Антонио Пизанелло - голова лошади

Общие штудии голов лошадей предельно разнообразны. Изображения в фас, в три четверти, в полный или убегающий профиль, завершенные целиком или бегло намеченные с детальной разработкой отдельной формы, они преследуют задачу углубленного изучения одного мотива в бесконечном множестве его проявлений. По сравнению с упомянутыми штудиями деталей их графическая манера более деликатна: линия становится менее энергичной, светотеневые контрасты ослабляются, моделировка осуществляется легкой затушевкой карандаша и тонкой и тщательной перовой штриховкой, приближающейся в отдельных случаях к эффектам живописи. Удовлетворив исследовательскую страсть Пизанелло, эти листы пополнили его рабочий альбом, откуда впоследствии время от времени они будут извлекаться для работы над новыми произведениями.