2 глава

С творчеством Пизанелло связаны первые шаги реалистического рисунка в Италии, одного из важнейших завоеваний ренессансной художественной культуры. В более широком смысле, поскольку собственно Возрождение начинает историю европейского рисунка в современном понимании, Пизанелло был одним из его основоположников. Графические листы мастера, со свойственной рисунку чуткой способностью резонировать малейшие сдвиги в мировосприятии эпохи, в набросках, этюдах и штудиях донесли насыщенную поисками атмосферу художественной жизни раннего кватроченто, отразили важнейшие происходившие в ней процессы, обозначили круг увлечений и интересов мастеров этого времени. Важное место в творчестве Пизанелло занимает портрет, специфически ренессансный жанр, рожденный гуманистической идеологией. Один из первых в Италии портретистов, художник не только способствовал формированию нового жанра и сложению его главных принципов, но явился создателем особого типа портрета Возрождения — ренессансной портретной медали.

Но при этом в художественной культуре Пизанелло бесполезно искать черты, которые не одно поколение историков искусства, видевших во флорентинском пути развития Ренессанса своего рода эталон, постулировало как классические для раннего Возрождения. Произведениям этого мастера чужд самый дух тосканского интеллектуализма с его основополагающим стремлением «поверить алгеброй гармонию», с его научной концепцией постижения действительности, отраженной в поисках закономерностей, принципов, правил и избравшей критерием новизны понятия трехмерного пространства, перспективы, объема, анатомии. Художественный опыт Пизанелло составляют другие компоненты, а эволюция его творчества складывается в весьма необычную и антиклассическую, если подходить к ней с мерками флорентинского Ренессанса, картину, в которой отразилась культурная ситуация другой, непохожей на Тоскану области Италии. Чье развитие было обусловлено иными историческими обстоятельствами, но где, как и в Центральной Италии, шел необратимый процесс ломки, сдвигов, перемен, вызванный к жизни общими породившими итальянское Возрождение причинами.

Крепкая связь с Северной Италией, родиной, школой и основной ареной деятельности Пизанелло, во многом определила своеобразие творческого облика художника: связь с особым климатом ее городов, являвшихся, в отличие от республиканской Флоренции, феодальными княжествами, где принесенный гуманизмом интерес к миру классики никогда не затмевал очарования рыцарской традиции. Со спецификой обладающего ярким локальным своеобразием северо-итальянского искусства, источником художественного формирования Пизанелло; с географическим положением этой части Апеннинского полуострова, превратившейся на рубеже 14—15 веков в перекресток и место встречи итальянской и североевропейской культур и в этой связи обеспечившей знакомство молодого мастера с разнообразным художественным опытом. Но главный ключ к пониманию Пизанелло — его историческая позиция на стыке двух эпох, средневековья и Возрождения, и особый характер искусства художника, его неоднородность, многослойность, противоречивость — отражение противоборствующих процессов, свойственных переходному периоду. Искусство Пизанелло объединяет два мира — проникнутый поэтической фантазией мир поздней готики и вобравший в себя пафос исследования трезвый мир Возрождения. Наследник и крупный представитель рафинированной придворной культуры позднего треченто, Пизанелло вместе с тем является первым на севере Италии художником нового времени, живущим в новой исторической обстановке и отразившим в своем искусстве новый строй чувств и новые взгляды.

Со времен Вазари и почти до середины 20 столетия в искусствоведческой литературе существовала тенденция сводить все искания итальянского Возрождения к одной или нескольким основным линиям развития, принимая для 15 века за своеобразный эталон тосканскую школу. Однако накопленный современной наукой огромный фактический материал, значительно расширив представление об эпохе Возрождения в целом, позволил более глубоко и всесторонне изучить вопросы, связанные с периодом раннего Возрождения. Показав, что эволюция раннеренессансного искусства представляет собой картину исключительной сложности и многообразия, он натолкнул целый ряд исследователей на мысль о «множественности» путей Возрождения в Италии, о существовании нескольких параллельных линий развития ренессансной культуры 15 века, о различных формах перехода от средневековья к новому времени в разных областях Италии. Сейчас стало уже очевидной истиной, что в этот период возникновения и подъема локальных художественных школ, активного взаимодействия и борьбы различных тенденций замечательные флорентинские мастера, наметив в сложных условиях эпохи магистральную линию развития искусства раннего Возрождения, не исчерпали полностью всех его слоев, его глубины и разнообразия.

Антонио Пизанелло, крупнейший северо-итальянский художник первой половины 15 века, представляет в этой связи особый интерес. Изучение эволюции его творчества открывает возможность реконструировать один из вариантов сложения новой итальянской художественной культуры — путь ее развития на севере Италии, помогая тем самым составить более полную и объективную картину кватрочентистской культуры в целом.