6 глава

Святые в композициях Альтикьеро и Аванцо, отличающиеся от остальных персонажей только нимбами, оказываются в гуще толпы, среди одетых в рубища стариков, похожих на крестьянок сильных женщин, снующих любопытных детей, хмурых воинов, странных личностей в восточных одеяниях. Подобно Томмазо, художники из Вероны в каждой фреске, по существу, изображают хорошо знакомую и близкую им жизнь своих сограждан, обнаруживая тем самым глубоко светское истолкование библейских сюжетов.

Столь же внимательно Альтикьеро и Аванцо относятся к окружающей среде.

Пейзаж, архитектурные сооружения фона, обобщенные и схематичные в работах Джотто, приобретают в их глазах самостоятельную ценность. Во фресках из Падуи проявляется интерес к анималистическому миру (буйволы в сцене «Чудо св. Лучии» в Сан Джорджо). Передаче мотивов растительности (изображения растений, замечательные ботанической точностью), а разноцветные мраморные здания, зубчатые башни, мощные крепостные стены, играющие роль важнейшего фактора передачи пространственности, становятся вместе с тем необходимой средой, придавая сценам то особую достоверность, то фантастическую сказочность. Архитектура не только получает в этих фресках реалистическую интерпретацию, но органически вписывается в очертания холмистых пейзажей, естественно объединяясь с фигурами людей.

И это умение найти определенную меру в соотношении различных мотивов — пейзажа, архитектуры, толпы, — так что в целом они составляют нерасторжимое единство, — свидетельство восприятия мира в сложной взаимосвязи его разнообразных проявлений. Эта особенность художественного видения Альтикьеро и Аванцо, которой не обладали современные им тосканцы, представляет новое качество в сравнении и с новеллизмом Томмазо да Модена и со скрупулезным реализмом ломбардцев.

В самой Вероне сохранилось только одно произведение, связанное с творчеством художников, — фреска «Рыцари семейства Кавалли, представляемые мадонне их святыми-покровителями», написанная Альтикьеро в конце 1380-х годов в церкви Санта Анастазия. Реалистическая интерпретация сюжета, широта и свобода пространственного решения, интерес к индивидуализированной, почти портретной трактовке лиц, к изображению человека в окружающей его среде связывают эту фреску с падуанскими работами. Но если урбанизированная атмосфера Падуи, старейшего университетского центра, проникнутая демократическим духом, придала падуанским циклам Альтикьеро особую масштабность и размах, пафос изучения разнообразнейших явлений действительности, напряженность и драматизм ритмов, а в отдельных случаях, как резонанс гуманистических штудий, — археологический интерес к античным мотивам, то в веронской росписи нашла воплощение иная культурная среда.

Альтикьеро - Рыцари семейства Кавалли, представляемые мадонне их святыми — покровителями. Конец 1380-х гг. Фреска Альтикьеро - Рыцари семейства Кавалли

В торжественности церемониала «представления мадонне», напоминающего средневековый ритуал феодального обета верности синьору, в декоративной красоте пышных костюмов, геральдических эмблем, богатых доспехов, в изысканности красочных сочетаний Альтикьеро воссоздает особый дух рыцарской приподнятости, изображая столь любимый высшим обществом Вероны мир и наделяя атрибутами рыцарского быта даже образы святых. Эта фреска звучит как панегирик тому славному веку истории Вероны, блеску ее аристократической культуры, которые достигли апогея своего расцвета при Кан Гранде делла Скала, «самом дерзком» из итальянских тиранов, пытавшемся приблизить к себе Джотто и сумевшем добиться дружбы и признательности Данте.

Влияние этой фрески можно проследить в целом ряде произведений веронских живописцев конца 14— первых лет 15 века. Она же впервые познакомила с искусством предшественников юного Пизанелло, кому суждено было спустя четыре десятилетия во фреске «Св. Георгий и принцесса», созданной в той же церкви Санта Анастазия, блестяще обобщить их искания.

Вместе с тем работа Альтикьеро в Вероне явилась своеобразной эпитафией тому направлению тречентистской художественной культуры, которое черпало свои силы в наследии Джотто. И хотя в спокойной размеренности пространственного ритма фрески из Санта Анастазия, в ясной пластичности форм и структурности образов еще ничто не предвещает заката проторенессансной линии в искусстве 14 века, она оказалась последней, воплощающей эту линию. В годы, когда Альтикьеро работал в капелле Кавалли, все настойчивее и громче начинают заявлять о себе ритмы и принципы нового художественного течения — «интернационального готического стиля».