2 глава

Первая работа Пизанелло, нашедшая отражение в документах, — фреска в Зале Большого совета венецианского Палаццо дожей, где художник работал во втором десятилетии 15 века вместе с Джентиле да Фабриано. Sala Nuova центрального дворца Венеции была украшена серией фресок, исполненных и частично обновленных между второй половиной 14 и первыми десятилетиями 15 века. Начатый холстом «Коронация Марии» Гварьенто (1365—1368), этот живописный цикл был посвящен одному из важнейших событий венецианской истории — взаимоотношениям Александра III и Фридриха Барбароссы, «рассказанным», согласно описанию М. Санудо (1425), в тридцати шести эпизодах, иллюстрировавших продолжительную борьбу между папой и императором. Сильно пострадавшие из-за влажного климата Венеции, фрески были частично переписаны в 1479 году Альвизе Виварини, а в 1577 году вся декорация зала вместе с холстами великих венецианцев 16 века была уничтожена грандиозным пожаром. В Палаццо дожей Пизанелло изобразил на стене, выходящей во внутренний двор, «Встречу Фридриха Барбароссы с сыном Оттоном».

В этой композиции, известное представление о которой дает рисунок из Британского музея в Лондоне (Sloane), являющийся копией с фрески Пизанелло, Оттон, взятый в плен венецианцами и предложивший посредничество Александру III и дожу, изображен в окружении венецианских посланцев перед своим отцом с просьбой о заключении мира. Более детальные сведения о содержании и художественном качестве фрески сохранили описания современников и историков 16 века. Бартоломео Фацио, например, обратил внимание на живую мимику лиц и большую выразительность фигур отдельных персонажей, «сделанных столь умело, что они вызывают улыбку тех, кто на них смотрит». Франческо Сансовино, излагая историю гибели фрески, писал, что в нее «были включены различные портреты, среди которых находилось изображение Андреа Вендрамин, красивейшего юноши Венеции своего времени».

Гибель венецианских фресок Джентиле и Пизанелло, безусловно, повлиявших на историю художественного развития Венеции первых десятилетий 15 века, осложнила решение многих вопросов, связанных с ранним периодом деятельности Пизанелло, и прежде всего вопроса о его связи с Джентиле, о форме их сотрудничества, о характере их отношений. Почему столь ответственный заказ был доверен молодому мастеру, когда в соседней Вероне работает зрелый Стефано, а в 1410 году в Венеции находится Микелино да Безоццо? Логичнее всего объяснить ситуацию тем, что Пизанелло — ученик и помощник Джентиле, который в свою очередь высоко ценит молодого художника за его способности, отмеченные Фацио и Сансовино. И потому после Венеции их контакт учителя и ученика преобразуется в отношения свободного сотрудничества и взаимного обмена художественным опытом.

Следы воздействия Джентиле дают о себе знать в первом сохранившемся монументальном произведении Пизанелло — живописной декорации надгробного монумента Бренцони (1425—1426) в веронской церкви Сан Фермо, единственной документально известной нам работе, исполненной между возвращением художника из Венеции и последующим, римским периодом творчества. В этот продолжительный отрезок времени сведения о Пизанелло по-прежнему фрагментарны и редки, а содержание его художественной деятельности третьего десятилетия во многом остается предметом для размышлений и гипотез. Известно, что в начале 1420-х годов он несколько раз посещает Мантую, где его называют «magister egregius» (почтенный учитель). В этой связи Пакканьини высказал предположение, что знакомство художника с мантуанским правителем Джанфранческо Гонзага состоялось еще в Венеции, когда в 1415 году знатным горожанам и гостям города была предоставлена возможность увидеть «mirificum et notabile hedificium» (замечательное и выдающееся создание) в Зале Большого совета. Джанфранческо, находившийся в Венеции в апреле этого года в связи с участием в большом рыцарском турнире, состоявшемся на площади св. Марка, мог быть одним из восторженных посетителей зала, и это обстоятельство, возможно, побудило его пригласить Пизанелло в Мантую, где в начале 1420-х годов художник исполнил ряд поручений маркиза.