11 глава

К мантуанскому периоду деятельности Пизанелло относится стилистически однородная, хотя и неодинаковая по художественному качеству группа медалей, где даны изображения трех личностей, связанных с самой передовой областью итальянской ренессансной культуры — гуманизмом: Витторино да Фельтре (1445—1446), Пьера Кандидо Дечембрио (1447—1448) и молодого ученика Витторино — Белотто Кумано (1447). Особый характер жизненного предназначения людей, посвятивших себя гуманистической науке, специфичность занимаемого ими в социальной структуре общества места, высокая оценка их современниками нашли отражение в возникновении нового варианта портретной композиции, используемой художником в медалях упомянутых персонажей. Ее главная особенность — уменьшенный по отношению к предыдущим работам размер медальерного диска, сообщающий образам некоторую камерность звучания.

Но если в малых медалях Лионелло д’Эсте в соответствии с размером аверса уменьшались и портреты маркиза, в новой группе произведений художник оставляет их крупными, и погрудные изображения Витторино, Дечембрио, Кумано почти целиком заполняют по вертикали поле лицевой стороны медали, не оставляя места для традиционной круговой надписи, в силу чего, разомкнутая в центре, она уподобляется двум круглым скобкам, замыкающим портрет слева и справа. Пытаясь отыскать иные, нежели в медалях принцев и кондотьеров, формы для воплощения достоинств людей новой формации, значительных не благородством происхождения, не принадлежностью к клану сильных мира сего, не физической силой и храбростью, но своей интенсивной духовной жизнью и интеллектом, Пизанелло композиционно акцентирует роль портретного изображения, с тем, чтобы сосредоточить внимание на раскрытии внутреннего мира модели.

Лучшая среди них — медаль Витторино Рамбальдони да Фельтре, подвизавшегося с 1423 года в Мантуе и основавшего там знаменитый «Дом радости», где вместе с наследниками маркизов Гонзага воспитывались по новым методам дети отнюдь не столь знатного происхождения. Исполненная, скорее всего, в последний год жизни Витторино да Фельтре либо вскоре после его смерти (2 февраля 1446 года), эта медаль, сохранившая облик известного гуманиста и педагога, обладает безусловной иконографической ценностью. Вместе с тем это один из самых глубоких портретных образов Пизанелло, где ему удалось показать сложность живого человеческого характера, яркую индивидуальность, одухотворенную мыслью и чувством. С большим мастерством и точностью в медали воссоздан физический облик Витторино, в котором отразились не только разрушительные следы времени, испещрившие кожу его лица морщинами и складками, но жизненный опыт человека, завершающего свой земной путь, его скромность и мудрая простота. В трактовке портрета господствует настроение сосредоточенности, раздумья, некоторой отрешенности. Тонкий, словно прочерченный острым штифтом по бумаге контур лица и гладкая моделировка едва выступающих над фоном объемов головы сообщают образу просветленную ясность, гармонирующую с состоянием душевного покоя.

С удивительным тактом найдена Пизанелло композиция для оборота медали, полностью тождественная идее портрета как в художественном отношении, так и глубиной заключенного в ней смысла. В отличие от своих ученых коллег почти не оставивший литературного наследия, Витторино да Фельтре вошел в историю итальянского гуманизма как талантливый педагог и воспитатель, максимально раскрывший себя в практической деятельности творца новой личности. И художник избирает в качестве аллегорического аналога его портрету изображение пеликана, кормящего птенцов мясом, вырванным из собственной груди. Традиционно используемое в христианской иконографии как символ искупительной жертвы Христа, оно обретает в контексте медали новый смысл — беспредельной преданности учителя своим ученикам. Компактная, напоминающая туго скрученную пружину группа пеликана с птенцами органично вписывается в диск реверса, несколько перегруженного надписями, опоясывающими изображение двумя широкими рядами.

Если в характеристике старого гуманиста оттенок сословной принадлежности отсутствует в силу своей чужеродности самому типу личности Витторино, представляющего новое поколение людей эпохи Ренессанса, так сказать, в «чистом виде», то отсутствие этого характерного для медалей Пизанелло признака в портрете Лодовико Гонзага может объяснить дальнейшая эволюция мировосприятия художника. Исполненная в 1447—1448 годах, медаль правителя Мантуи маркиза Лодовико II Гонзага стилистически предвосхищает последние произведения Пизанелло. В ее пластическом языке уже появляется та абсолютная свобода, широкая живописность и энергичная сила, из которых складывается монументальный стиль художника неаполитанского периода и ясно ощутимы особенности изобразительного языка мантуанских росписей.

Антонио Пизанелло - Медаль Лодовико II Гонзага. 1447—1448 гг. Аверс. Антонио Пизанелло - медаль Лодовико II Гонзага. Аверс

Нельзя сказать, правда, что медаль Лодовико с эстетической точки зрения принадлежит к лучшим творениям мастера. В ней чувствуется некоторая незавершенность переходного состояния, когда на смену отдельным устоявшимся принципам изображения приходят новые. Но по силе и точности характеристики, глубине психологического обобщения это произведение — одно из самых поразительных. Изобразительный строй портрета чрезвычайно прост и лаконичен.

Антонио Пизанелло - Медаль Лодовико II Гонзага. 1447—1448 гг. Реверс. Антонио Пизанелло - медаль Лодовико II Гонзага. Реверс

Ни парадного платья, но лишь строгого рисунка доспехи, ни причудливого головного убора, а только маленькая шапка-скуфейка, плотно натянутая на бритый затылок, никаких мелких подробностей, дабы не отвлечь внимания от внутреннего смысла образа. В абрисе показанной погрудно фигуры отсутствует обычное для Пизанелло стремление к элегантному и красивому силуэту. Напротив, здесь преобладает тяжелый, рубленый ритм. Изображение складывается из крупных, почти геометрических объемов: могучий квадратный торс, слегка развернутый спиной на зрителя, шарообразная голова, сидящая на плотной короткой шее, большие угловатые формы.