15 глава

Для Эсте он работал в разное время, начиная с 1432 года, но самым длительным и интенсивным «феррарским» периодом мастера стали 1441—1444 годы, когда Феррара гостеприимно предоставила кров художнику, спасавшемуся от печальных последствий своего участия в осаде Вероны, — эти годы составили целый этап в развитии его искусства.

Начало «феррарского» периода Пизанелло не случайно совпало с приходом к власти Лионелло д’Эсте, ставшего правителем города в 1441 году после смерти старого маркиза Никколо III. Высокообразованный человек, ученик и воспитанник Гуарино да Верона, Лионелло за годы своего правления (1441—1450) способствовал превращению Феррары в один из самых ранних на севере Италии центров ренессансной культуры. И Пизанелло, уже знаменитый мастер, к тому же связанный с молодым маркизом дружескими узами, был необходим последнему для осуществления его интересов и политики. Глубокие преобразования, которые претерпевает при Лионелло культурный облик его придворного окружения, свидетельствуют о возникновении в Северной Италии особого типа тираний, тираний ренессансного толка, превращающихся в 15 веке в важные очаги новой культуры и искусства. В начале кватроченто Феррара, где эти сдвиги ощущаются наиболее явно, а интеллектуальная жизнь приобретает особую интенсивность, не была исключением.

Аналогичные явления наблюдаются и в других северо-итальянских городах, таких, как Падуя, Мантуя или маленькое Римини, в Милане и тесно связанной с ним Павии. И хотя политическая структура тираний остается неизменной — это автократии с единоличной формой правления, — существенно обновляется сама их социальная природа: как отметил П. Франкастель, итальянский тиран, добывающий власть силой оружия и собственного ума, осуществляющий свои права посредством понятий «фортуна» и личная «virtu» (доблесть), обнаруживает известные точки соприкосновения с ренессансной идеологией.

Если уже 14 век был отмечен важными достижениями гуманизма, пустившего ощутимые корни при дворах наиболее просвещенных правителей Северной Италии, в эпоху кватроченто гуманистическое движение превращается в ту реальную и могучую силу, которая обусловила главные сдвиги в различных сферах северо-итальянской культурной и общественной жизни, активно участвуя в перестройке мировоззрения, постепенно расшатывая сословные представления о человеческой личности. Одной из самых действенных форм распространения гуманистической идеологии стала организация учебных заведений нового типа, видевших главную задачу не столько в «университетском» охвате знаний, сколько в преподавании науки, развивающей в человеке «человечность» и воспитывающей в нем гармонически развитую личность.

В Падуе эту роль приняла на себя школа одного из самых блестящих представителей классической образованности Гаспарино Барцицца, учителя Франческо Филельфо, крупнейшего среди миланских гуманистов первой половины 15 века, а также Антонио Беккаделли, по прозвищу Панормита, служившего Висконти, а с 1439 года обосновавшегося в Неаполе и положившего там начало гуманистическому движению. Не менее яркие плоды дала школа Гуарино в Ферраре, где он работал с 1432 года, а Мантуя прославилась знаменитым «Домом радости» (Casa Gioiosa), основанным Витторино да Фельтре, где по новейшим методам вместе с детьми бедняков воспитывалось молодое поколение Гонзага.

Средоточием крупнейших научных сил были университеты Северной Италии. В Павии, к примеру, преподавал ведущий математик своего времени Биаджо Пелакани, учитель Леона Баттиста Альберти. Как большое событие был воспринят приезд в Ломбардию знаменитого грека Мануэля Хризолора и его перевод платоновской «Республики», ставшей широким достоянием местных гуманистов, особенно после вторичного перевода Пьера Кандида Дечембрио. С все возрастающим увлечением коллекционируются, изучаются и комментируются древние рукописи. В 1421 году епископ Лоди Герардо Ландриани обнаружил в архивах кафедрального собора группу манускриптов, оказавшихся сочинениями Цицерона по риторике, среди которых находился не переведенный до того времени «De Oratore». В связи с этим открытием в город приехал Барцицца с целью сделать копию с рукописи, и ученик Гуарино Флавио Бьондо, приобретший репутацию знатока и консультанта по вопросам античной культуры.