21 глава

До открытия фрескового цикла в Мантуе представление о деятельности Пизанелло-живописца 1440-х годов, последнего десятилетия его творчества, было весьма ограниченным и станковые композиции, исполненные в Ферраре, собственно, его и завершали. Гениальная интуиция Пакканьини, его долгие и упорные разыскания вместе с последующим кропотливым трудом реставраторов внесли в живописный oeuvre Пизанелло еще одно, самое позднее и, возможно, самое значительное произведение художника, в действительности завершившее его творческий путь и показавшее, насколько интенсивной и разнообразной была деятельность мастера 1440-х годов.

Фресковый цикл в Мантуе, о существовании которого было известно из писем секретаря мантуанского герцога Филиппо Андреази и архитектора двора Луки Фанчелли, сообщивших 15 декабря 1480 года Федериго I Гонзага о происшедшем этой ночью крушении перекрытия в «Зале Пизанелло», практически считался погибшим с конца 15 века.

О судьбе этого памятника не упоминает ни один из документов последующих эпох, а современники Пизанелло, обычно столь щедрые на комплименты знаменитому художнику, обошли его последнюю живописную работу полным молчанием. Правда, сведения о содержании мантуанской деятельности Пизанелло носят вообще слишком беглый характер, и даже Фацио, хорошо осведомленный о творчестве мастера, ограничивается в рассказе о его произведениях мантуанского периода фразой «Mantuae aediculam pinxit, et tabulas molte laudates». В середине 1960-х годов «Зал Пизанелло» был идентифицирован Пакканьини в так называемом «Зале принцев» в Палаццо Капитано, одном из зданий старой части Мантуанского дворцового комплекса, сильно перестроенного и видоизмененного в течение последующих веков.

После первых пробных расчисток, открывших фрагмент синопии с женским профилем в обрамлении стрельчатой арки, решено было снять проходивший по верхней части стен барочный фриз 18 века с портретами членов семьи Гонзага, и под позднейшей живописью были обнаружены большие фрагменты фресок и синопий обширного декорационного комплекса, начатого Пизанелло в конце 1440-х годов и, судя по состоянию сохранившихся частей, оставленного им незавершенным. Покрывавшая в своем оригинальном виде целиком все стены зала, эта декорация в настоящее время ограничена только верхней зоной, занимающей приблизительно две трети стены по высоте, а ее нижняя часть была полностью разрушена в начале 18 века. В 1972 году после окончания расчистки и реставрации последнее произведение Пизанелло-живописца было открыто для публичного осмотра, послужив могучим стимулом к дальнейшему углубленному изучению его творчества.

Сейчас росписи в Мантуе достаточно фрагментарны: на короткой боковой стене зала справа размещена наиболее законченная в живописном отношении и лучше других сохранившаяся сцена сражения (так называемый «Турнир»). На примыкающих к ней длинных стенах — тщательно проработанные синопии, лишь в отдельных участках доведенные до стадии фрески. Но и в настоящем своем виде мантуанский цикл производит огромное впечатление, а его значение как последнего живописного произведения Пизанелло трудно переоценить. Что же представляет собой эта декорация?

Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что она принадлежит к крупнейшим стенным росписям раннего кватроченто. Размещенная в прямоугольном в плане зале, имевшем в своем оригинальном виде семиметровую высоту и общую длину стен пятьдесят четыре и две десятые метра, живопись покрывала поверхность площадью более чем триста квадратных метров. Уже сам факт обращения художника к произведению таких внушительных размеров говорит о многом. И, тем не менее, «количественный» аспект декорации не исчерпывает ее настоящего масштаба. Подлинное значение живописного комплекса художника в Мантуе — в грандиозности его замысла, явившегося как бы сквозным «срезом» северо-итальянской культуры первой половины 15 века, которую можно определить как последний, заключительный этап развития придворно-рыцарской культуры, протекающий в границах новой реальности, реальности раннего Возрождения.

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура. Вторая половина 1440-х гг. Турнир. Фрагмент.

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура, турнир

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура, турнир, 2 часть

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура. Вторая половина 1440-х гг. Группа всадников. Фрагмент.

Антонио Пизанелло - Фресковый цикл на тему легенд о рыцарях короля Артура, группа всадников

Основная тема фресок в Мантуе — прославление знатного рода Гонзага, их истории воинов и кондотьеров, представленной в виде «изобразительного свода» средневековых легенд о рыцарях короля Артура. Условия, в которых до нас дошли эти фрески, и в особенности почти полное отсутствие наиболее значительных для понимания их содержания изображений в нижней части стен, где фигуры были показаны в натуральную величину, лишают возможности воссоздать точную иконографическую программу мантуанского цикла, и делают проблематичной также интерпретацию сохранившихся его частей. Однако, уже сам характер повествования, развернутого на стенах, преобладание среди дошедших до нас участков росписи сцен военных схваток и рыцарских турниров и, наконец, различимые кое-где надписи — имена отдельных персонажей, позволяющие идентифицировать их как героев литературных произведений. Непосредственно вводят нас в мир, рожденный традицией рыцарского романа, имевшей во многих придворных центрах Северной Италии довольно глубокие и прочные корни.

Так, одной из важнейших среди сохранившихся частей мантуанского цикла является фреска, расположенная на правой боковой стене зала. Динамичная композиция с изображением кровопролитной битвы, по-видимому, иллюстрирует один из центральных эпизодов «Романа о Тристане» — рыцарский турнир у стен замка Леверцеп. Самое длительное, жестокое и кровавое из ристалищ, происходивших во времена короля Артура. На примыкающих к «Турниру» длинных стенах, где, как уже отмечалось, почти не сохранилось участков, законченных фреской, преобладают синопии с изображением пейзажей, замков, городов, одиноких странствующих рыцарей, имеющие отношение к другим романам, в частности к легенде о поисках св. Грааля, ключевому сюжету эпоса о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола.