2 глава

Во Франции, где искусство «интернационального стиля» расцвело с особой яркостью и полнотой и чей вклад в его «казну» был едва ли не самым крупным, с этим направлением связано творчество анонимного автора блистательного антипендума из Нарбонны, написанного гризалью на белом шелку (так называемого Parement de Narboune), представляющего парижскую школу. Там же, во Франции, работают мастера фламандского происхождения Жакмар д’Эсден, анонимный мастер герцога Бедфорда, мастер интересного «Часослова маршала Бусико» (возможно, Жак Коэн). В Нидерландах из «интернациональной готики» выходят братья Лимбург, подводящие итог длительному развитию франко-фламандской миниатюры. В Германии работает Верхнерейнский мастер, чей «Небесный сад» Штеделевского института во Франкфурте дает прекрасное представление о характере живописной школы Кёльна. В Гамбурге расцветает искусство мастера Бертрама, в Вестфалии — Конрада ван Зёста. В Ломбардии представители «интернационального стиля» — многочисленный отряд миниатюристов, группирующийся вокруг Джованнино де Грасси и Микелино да Безоццо. «Интернациональный стиль» проникает и в далекую Испанию, где одним из его представителей становится Борасса.

Джованнино де Грасси - Мышь. Лист № 9 «Кодекса рисунков». Конец 14 века. Джованнино де Грасси - мышь

Что же явилось основой возникновения этого своеобразного космополитического искусства? С того момента, когда понятие «интернациональный стиль» было введено в научный обиход, его изучение шло по пути локализации: предпринимались неоднократные попытки определить «родину» нового течения и уже в связи с конкретной страной выявить причины, обусловившие его формирование. Подобные попытки найти место возникновения нового направления являлись вполне правомерными, если вспомнить, что интернациональными были, по существу, все большие художественные течения. Которые знала история искусства, начиная от романского стиля и кончая барокко.

Однако в данном случае такой подход к рассматриваемой проблеме не мог принести плодотворных результатов. Ключ к ответу на вопрос о происхождении «интернационального стиля» лежит в самом своеобразии понятия интернациональность. Как справедливо считает сейчас большинство ученых, занимающихся вопросом «интернациональной готики», общность европейского искусства рубежа 14—15 веков — это общность кризисного состояния самого средневековья, политической, социальной, культурной систем, на которых средневековый мир основывался. «Интернациональный стиль» возник в тот исторический период, когда ни одна из стран Европы не занимала преимущественного положения. В 14 веке Священная Римская империя перестает существовать как реальная сила. Ряд существенных перемен претерпевает церковь, пережившая между 1378 и 1414 годами великую схизму, значительно подорвавшую ее авторитет. Религиозные представления утрачивают былую жестокость и строгость.

Возникает широкое движение мистиков, пытавшихся вдохнуть новую жизнь в старые религиозные доктрины, приблизить их к человеку, окрасив горячей и искренней верой. В глубокий тупик заходит вся система средневековой мысли, основанная на схоластике. Важнейшим фактором происходящих в этот период трансформаций является возникновение на исторической арене нового социального класса — буржуазии, бюргерства, начинающего приобретать все более важную экономическую и культурную роль в жизни общества. Юристы, экономисты, банкиры и купцы наряду со старой феодальной аристократией, рыцарством и клиром определяют теперь социальный облик пестрых организмов, группирующихся во дворцах бургундских герцогов, при дворе чешских королей в Праге, в окружении испанских грандов, в богатых ганзейских городах Германии, в цветущих торговых центрах Италии.

Дворянская культура при этом не только не перестает существовать, но, получив ряд стимулирующих импульсов от новой социальной прослойки и претерпев существенные изменения, остается во многих своих аспектах нормативом и для бюргерства. Именно конец 14 — первые десятилетия 15 века являются временем последнего, но еще пышного цветения специфической культуры феодальной верхушки. Как будто чувствуя приближение своего конца и не желая покидать историческую арену, феодальная аристократия, по словам Э. Панофского, пытается спрятаться в придуманном зыбком мире утонченного аристократизма, стремится уйти от реальности, закручиваясь в лихорадочной инфляции роскоши. Условная и рафинированная, предназначенная для избранных, эта культура была призвана охранять и подчеркивать исключительность родовой аристократии. Ее идеалами по-прежнему оставались воспетые куртуазной литературой рыцарственность и светская галантность.

Джованнино де Грасси - Осел. Лист № 23 «Кодекса рисунков». Конец 14 в Джованнино де Грасси - осел

Настоящим центром этой культуры, ее своеобразным эталоном была Франция, на которую ориентировались остальные европейские страны и города и откуда они черпали живительные импульсы для своего развития. Представления, сложившиеся в придворно-рыцарской среде, были настолько популярны и живучи, что они проникли и в религиозную сферу, наложив специфический отпечаток на формы церковных культов, придав оттенок куртуазности характеру проповедей и писаний немецких, нидерландских и итальянских мистиков, перенося атрибуты рыцарского быта на мир святых, рождая специфическую иконографию религиозных сюжетов в искусстве.