6 глава

Главное, что воспринял молодой художник в искусстве большого веронского мастера, — любовное отношение к линии, и широкий волновой ритм «Мадонны с куропаткой», то замедленный и трепетный в волнистых прядях светлых волос, обрамляющих лицо мадонны, то энергичный и нарастающий в изгибе ее синего с горностаевым подбором плаща, — это дань линеаризму Стефано, впитанному Пизанелло глубоко и органично. Но тогда как в «Мадонне в розовом саду» декоративный культ линий доведен до предельного напряжения, уже таящего в себе разрушительную силу и граничащего с чистой стилизацией, «Мадонна с куропаткой» в пределах текучей подвижности контуров содержит новое пластическое чувство, еще только зарождающееся, но обещающее развиться в противоположную художественную концепцию.

Движение линий в «Мадонне» Пизанелло более спокойно и естественно, в нем сохраняется место для «пластического» видения, заставляющего художника улавливать и извлекать из общего линеарного течения отдельное, единичное, частичное. Эта тенденция проявила себя в трактовке растительных мотивов, более близких при всей их узорчатости к натурализму «ouvraige de Lombardie», нежели к декоративной флоре Стефано, а также в изображении двух маленьких птиц в кустах за спиной мадонны и большой куропатки у ее ног. В высоком совершенстве этих мотивов чувствуется накопленный не одним поколением ломбардских анималистов опыт, который Пизанелло унаследовал не только от Стефано, «cugino dei Lombardi» (двоюродного брата ломбардцев), но и от Джентиле да Фабриано, сыгравшего в судьбе молодого художника не менее важную роль. Однако влияние Джентиле, наслаиваясь на заложенный Стефано фундамент, не ограничивалось лишь дальнейшей активизацией интереса Пизанелло к Ломбардии. Безусловно, многим обязанный ломбардской культуре, Джентиле расширил художественный горизонт молодого веронского мастера и в другом направлении, обогатив местную традицию его искусства, прежде всего тосканскими влияниями.

Антонио Пизанелло - Мадонна с куропаткой. Около 1420 г. Доска, темпера. Антонио Пизанелло - Мадонна с куропаткой

И только встречей с умбрийским живописцем, отражением его опыта может быть объяснена такая деталь «Мадонны с куропаткой», как розовощекий и цветущий младенец Христос, всей тяжестью своего крупного и пухлого тельца упирающийся в колени мадонны, слишком для него хрупкой и бесплотной. Но с такой естественностью прижимающей к себе ребенка утрированно большими, словно специально для объятия вырастающими руками.

Анализируя «Мадонну с куропаткой» как самое раннее из известных нам произведений Пизанелло и потому старательно вычленяя в его структуре разнообразные элементы, легшие в основу опыта молодого мастера, мы не должны забывать при этом, что самым ранним оно является сейчас только в силу обстоятельств и речь идет не об ученической работе, но о произведении высокого художественного качества. О произведении, где взаимодействие веронской и ломбардской культур, помноженное на тосканское чувство пластики, полностью ассимилировано и окрашено ярким своеобразием индивидуального решения, которое выдает оригинальность самостоятельного художника, уже завоевавшего имя в Венеции и готового к новой большой работе — декорации надгробного монумента Бренцони.