4 глава

Таким образом, к концу 14 века в Ломбардии была подготовлена почва для победы «интернационального стиля», тем более что какие-то отдельные явления, предвещающие его назревание, прослеживаются в ломбардском искусстве задолго до 1380 года. А местом, где в действительности произошла встреча художников различных национальностей, обеспечившая практическое слияние их «интернациональных» устремлений, явился Миланский собор, для строительства которого в столицу Ломбардии начинают съезжаться представители различных художественных школ. Начатый в 1386 году, грандиозный собор в Милане, самое крупное и при этом наиболее готическое архитектурное сооружение Северной Италии, строился в течение долгого времени и был завершен только в начале 19 века.

В его постройке помимо итальянцев — семейства Кампьонези и Симоне да Орсениго из Ломбардии, Филиппо дельи Органи из Модены — принимали участие мастера из Франции — Никола Бонавентюр и Жан Миньо, немецкие архитекторы и скульпторы — Ганс из Фрейбурга, Ульрих из Фюссингена, Генрих из Гмюнда, Ганс из Фернаха. С начала строительства собора ломбардская культура становится в полном смысле открытой заальпийским влияниям. Победу позднеготического направления в Ломбардии, равно как и во всей Северной Италии, облегчило в большой мере и то обстоятельство, что искусство «интернационального стиля» в одном из своих существенных аспектов оказалось чрезвычайно близким северо-итальянскому эмпирическому реализму с его любовным отношением к миру «малых величин».

Ведущим художником Ломбардии конца 14 века является Джованнино де Грасси (упоминание 1389—1398); его деятельность связана главным образом с Миланом. Скульптор, архитектор, живописец, миниатюрист и рисовальщик, Джованнино де Грасси в 1391 году был назначен главой строительства Миланского собора, сменив занимавшего эту должность немца Иоганна де Фиримбурга. Однако, работая в космополитическом окружении, бок о бок с бургундскими, рейнскими, богемскими мастерами, Джованнино в своем творчестве остался более связанным с реалистическими тенденциями тречентистского искусства Северной Италии.

Единственной подписной работой художника, позволяющей на основании стилистических аналогий приписать ему и его школе ряд рукописей, является сборник рисунков, хранящийся в настоящее время в Городской библиотеке в Бергамо. Особый интерес в этом сборнике представляют анималистические зарисовки, воспроизводящие с поражающей современного зрителя остротой и достоверностью множество различных животных, которых Джованнино мог наблюдать в богатых зверинцах северо-итальянских синьоров.

Увлечение анималистической тематикой — одна из характерных черт искусства Северной Италии. В светских росписях замков, где тема охоты была едва ли не самой популярной, специальных трактатах об охоте, картинах, в которых религиозные сюжеты преобразовывались в рыцарском духе, или миниатюрах, иллюстрирующих рыцарские романы, животный мир являлся неотъемлемой частью изображения.

В ломбардском искусстве пристрастие к детализированному отображению реального мира привело к возникновению подготовительных зарисовок для отдельных деталей композиции. Нередко эти зарисовки выполняются с натуры, и прежде всего в анималистической области. При этом рисунок, уже к концу 14 века осознаваемый как самостоятельная категория художественного изображения, становится наряду с миниатюрой предметом страстного собирательства, что в известной степени стимулировало его развитие и вместе с тем диктовало определенную стилистику. Печать завершенности, «сделанности» лежит и на большинстве зарисовок кодекса из Бергамо. Некоторые из них доведены до состояния законченного этюда, тщательно скомпонованы в листе, раскрашены акварелью и, вероятно, были исполнены по чьему-либо заказу.

Но вместе с тем, очевидно, что не только стремление угодить заказчику, но прежде всего художественные интересы привлекают Джованнино в этих рисунках, заставляя старательно наносить черные точечки на шкуре гепарда или изображать каждый ее волосок. Главное, что обращает внимание на этот сборник и позволяет расценивать его как одно из важнейших достижений ломбардского искусства позднего треченто. Это большое мастерство в изображении мотивов окружающего мира, яркая непосредственность его восприятия и острота видения, присущие в равной мере и очень живым зарисовкам с натуры, и тщательным штудиям, и рисункам геральдического характера. В анималистических листах кодекса из Бергамо Джованнино де Грасси, великолепно знающий животный мир, умеющий запечатлеть каждый характерный поворот, остро схваченный силуэт зверя, все неповторимое своеобразие его внешнего облика, выступает прямым предшественником Пизанелло и одним из рисовальщиков, которые подготавливали почву для рождения европейского реалистического рисунка.