Истоки творчества Пизанелло

Художественная культура итальянского треченто характеризуется богатством и разнообразием локальных школ, начинающих обретать в 14 веке ярко выраженный индивидуальный характер, борьбой и столкновениями различных течений; среди них главные — искания, восходящие к Джотто, и готика.

Живописи в эту эпоху принадлежало ведущее место. В меньшей степени, чем архитектура и скульптура, связанная с традициями цехового мастерства, с опытом коллективного творчества, тречентистская живопись выдвинула ряд индивидуальных художественных решений, в большой мере определила пути развития пластики и в какой-то степени повлияла даже на архитектуру.

Все лучшее и передовое, созданное живописью 14 века, связано с наследием Джотто. Живописная реформа великого флорентинца оказалась источником творческих поисков тречентистских мастеров. И хотя ни одному из них не удалось стать истинным преемником великих традиций джоттовского реализма, не удалось постичь нравственную силу его образов, стать с ним вровень по адекватной синтетичности и глубине восприятия, все же крупнейшие живописцы ведущих центров итальянского треченто — флорентинец Мазо, сиенцы Симоне Мартини и братья Лоренцетти, северо-итальянские художники Витале да Болонья, Томмазо дa Модена, Альтикьеро и Аванцо — в своем развитии идут путем, освещенным ярким светом совершенного Джотто переворота. Постепенно проникая в тот окружающий мир, который Джотто впервые открыл для искусства, собирая его из отдельных кусочков и нередко не умея связать их между собой, художники 14 века проделывают тем самым длительную и кропотливую работу, которая, без сомнения, подготавливает искусство кватроченто.

Даже Мазаччо, как бы переступивший через суетливую мелочность треченто и обратившийся непосредственно к Джотто, немыслим без разрозненных усилий тречентистских мастеров, расширивших круг живописных тем. Обогативших религиозную иконографию, открывших доступ в мир религиозных образов своему современнику, конкретному и живому, уделивших внимание реальному пейзажу и не менее правдивым архитектурным фонам, любовно выписывавших современные костюмы, прически.

Вместе с тем созданная великим флорентинцем живописная система мышления оказалась недоступной большинству мастеров 14 века. Для многих взаимоотношения с наследием Джотто свелись к усвоению и использованию внешних приемов джоттовского метода, в то время как самое его существо осталось непонятым. А для отдельных художников авторитет Джотто оказался губительным. Не будучи сами крупными мастерами, они не смогли органически усвоить новшеств Джотто, извлечь из его творческого метода нечто наиболее родственное их собственной индивидуальности, с тем, чтобы переработать заимствованное в свой стиль. Ослепив большинство тречентистов, искусство Джотто лишило их творческой самостоятельности, сделало своими эпигонами. Нагляднее всего подобное положение вещей отражено в художественной жизни Флоренции, родины великого живописца, где резонанс его искусства был особенно сильным. За исключением немногих мастеров, крупнейшим среди которых был Мазо, флорентинская живопись не выдвинула ни одного подлинно творческого решения. Сухая и вялая, отмеченная печатью эклектизма, она пришла во второй половине 14 века в творчестве Спинелло Аретино, Джеррини и других к стадии своеобразного «тречентистского академизма».

Но влияние Джотто не исчерпывало всего содержания тречентистской художественной культуры. Чрезвычайно большую роль в развитии искусства 14 века играет готика. Глубокие социальные, политические и экономические потрясения, которыми сопровождался 14 век (эпидемия чумы 1348 года, восстания во Флоренции и Сьене, превращение многих итальянских коммун в тирании и в этой связи оживление и консолидация феодальных сил). Сближение северных областей Италии с Францией и Германией, постепенная аристократизация их общественного уклада, культуры в целом способствовали проникновению в итальянское искусство сильной готической струи, подготовили почву для возникновения в нем спиритуалистических настроений. Правда, на итальянской почве готика даже в живописи, где она усваивается более всего органично и дает самые плодотворные результаты, — явление в высшей степени своеобразное. Но, тем не менее, сделавшись уже в первой половине 14 века важным фактором художественного развития в ряде итальянских центров, она становится в конце треченто господствующим направлением, растворившим в себе проторенессансную линию Джотто.