Становление натурной штудии

В итальянском раннеренессансном искусстве Пизанелло-рисовальщик занимает исключительное место. И не потому, что историческая и художественная значимость его рисунков возрастает в той связи, что никто из мастеров Италии первой половины 15 века, за исключением Якопо Беллини, почти не оставил графического наследия. И даже не потому, что о творческом облике и эволюции самого Пизанелло по рисункам судить легче всего, так как капризный коллекционер — время — сохранил их для нас столь же щедро, сколь сурово обошелся с его живописью. Причина в том, что Пизанелло по преимуществу рисовальщик. История мирового искусства знает немного других примеров, когда рисунок играл бы столь же важную роль в творчестве художника, с максимальной полнотой раскрывая его индивидуальность. После Пизанелло этот ряд возглавляют имена Леонардо да Винчи и Дюрера. Постоянный спутник веронского мастера, его рисунок воплотил художественную атмосферу раннего кватроченто, обозначил круг интересов работавших в эту эпоху мастеров, выявил важнейшие грани итальянского искусства раннего Возрождения. И, как пишет Дегенхарт, «рисунки Пизанелло в их тематическом и графическом разнообразии являются не только самым выдающимся образцом старой коллекции зарисовок. Их исключительность состоит в том, что никогда еще стиль целой эпохи не проявлялся в рисунке столь полно и естественно».

Хотя настоящий «corpus» графических произведений Пизанелло к 20 столетию рассеялся по собраниям различных музеев мира, его основное ядро сосредоточено в знаменитом кодексе Валларди в Лувре. Одна из самых обширных и в хронологическом отношении ранних коллекций рисунков целой художественной мастерской, дошедших до наших дней, кодекс Валларди содержит помимо рисунков самого Пизанелло, охватывающих все периоды его творчества, листы его учеников и помощников и, кроме того, зарисовки некоторых предшественников, служившие, по-видимому, моделями для копирования. Этот «уникальный документ методов работы и материалов обучения художников раннего кватроченто» в момент рождения европейского реалистического рисунка по своему типу восходит к тем «книгам образцов» (modello или exempla), которые начали появляться уже в эпоху средневековья. Классическим примером служит сборник рисунков французского архитектора Виллара де Оннекура (Париж, Национальная библиотека), относящийся к началу 13 века.

Своеобразный «рабочий фонд» художника и его мастерской, подобные книги собирались постепенно, в течение всего периода деятельности данной боттеги, передаваясь иногда по наследству, и включали копии с различных живописных или скульптурных произведений, создававшиеся с целью запечатлеть существующие варианты иконографических решений, зарисовки отдельных фрагментов, мотивов или деталей композиций, используемые впоследствии в работе. Получившие широкое распространение в конце 14— начале 15 веков, они встречаются не только в Италии, но и у французских, немецких, нидерландских мастеров, постепенно трансформируясь в соответствии с меняющимися художественными задачами времени: помимо основного типа средневекового рисунка-образца в их структуре все большее место начинают занимать оригинальные зарисовки, выполненные непосредственно с натуры. Появление первых натурных рисунков отразило огромный сдвиг, происшедший в средневековом художественном мышлении. Оно возвестило о том, что отныне рисунок будет нести на себе печать неповторимой индивидуальности своего создателя, открывая новые грани мира и разносторонне-эмоционального осмысления его человеком-творцом.

Непосредственным предшественником луврского кодекса Пизанелло в этой длинной истории рождения рисунка в современном понимании является упоминавшийся во второй главе альбом Джованнино де Грасси из Бергамо. Но если в творчестве замечательного ломбардского художника обращение к натурному рисованию составляет весьма существенный, но при этом далеко не главный аспект, то принципиальная новизна позиции Пизанелло-рисовальщика заключается как раз в той его абсолютной обращенности к природе, к натуре, которая становится пафосом всей деятельности мастера. Поэтому, хотя кодекс Валларди, составленный из нескольких книг образцов, возникших в разные годы, традиционен по своей структуре, содержанием он существенно отличается от предшественников. Тематика включенных в книги рисунков значительно расширяется, все более разнообразные мотивы привлекают внимание художника, нередко не только в одном альбоме, но и в одном листе соединяются зарисовки, весьма далекие друг от друга по своим задачам.

И в этой «импровизационной», сменившей традиционную средневековую систематичность, обусловившую возникновение специализированных альбомов костюмов, растений и т. п., проявляется новое отношение к рисунку. Отойдя от преобладающей практики копирования и обратившись непосредственно к мотивам, подсказанным разнообразием жизненных впечатлений и задачами конкретного художественного произведения, Пизанелло разрабатывает новый метод рисования. Со второй половины 15 века этот метод сделается ведущим в практике всех представителей ренессансного искусства.