3 глава

Изобразительный строй исполненного пером на пергаменте рисунка отличает легко объяснимая двойственность. Там, где преобладают импульсы натурных наблюдений, гибкий перовой штрих скользит быстро, уверенно и свободно. Прерываясь, замкнутый контур уступает место коротким штришкам, передающим фактуру оперения и сообщающим изображению особую живость. В других зарисовках линия вновь становится суховатой, «осторожничающей», словно художник поминутно оглядывается на воспроизводимый «образец». Этот лист обладает еще одной особенностью, отразившей характерное для северо-итальянского рисунка рубежа 14—15 веков явление. Объектами копирования наряду с традиционными мотивами часто становятся графические произведения, выполненные непосредственно с натуры, но приобретающие в силу вторичного или, вернее, последующего своего использования значение обезличенного образца.

Такие рисунки делал сам Пизанелло, еще большее количество копий было сделано с его работ. Едва появившийся на свет натурный рисунок оказывался под угрозой превращения в подсобный, учебный материал. Для дальнейшего плодотворного его развития необходимо было выйти за пределы замкнутого круга, связав практику рисования с натуры с живым творческим процессом, и Пизанелло оказался тем мастером, который совершил этот шаг одним из первых. Большинство его графических работ выполнены прямо с натуры или по памяти. Многие из них несут строго подготовительные функции. А те, которые не были использованы во фресках, картинах или медалях, но тесно связанные с ними, возникнув в процессе работы над этими произведениями, характеризуют исключительность позиции Пизанелло-рисовальщика. Одного из первых европейских мастеров, для которого рисунок становится не только необходимым и важнейшим звеном творческого процесса, но в известном смысле — способом познания окружающего мира.

Антонио Пизанелло - Четыре зарисовки моющихся женщин. 1420-е гг. Рисунок. Четыре зарисовки моющихся женщин

Этот новый ренессансный аспект в отношении к рисунку впервые раскрывается в трех возникших в 1420-е годы листах, посвященных изображению обнаженного тела. В одном из них, исполненном пером на пергаменте, представлены четыре зарисовки моющейся женщины, несущей воду, склонившейся над тазом, отдыхающей (Берлин). На обороте — две штудии с натурщика-мужчины, опирающегося на палку, выполненные серебряным штифтом и обведенные затем пером, и фигура св. Петра. Во втором, хранящемся в Роттердаме, в музее Бойманса, помещены четыре этюда обнаженной женской фигуры с длинными волосами, в рост, сделанные, как и в берлинском, с одной модели. В верхней части рисунка та же женщина изображена два раза плывущей, а справа от нее рукой неизвестного мастера запечатлена сцена «Благовещение». Наконец, третий лист, известный под названием «Аллегория похоти» (Luxuria), из венской Альбертины, исполненный пером и бистром на тонированной розовой сангиной бумаге, изображает лежащую нагую женщину с большим венком на голове и сидящим у ее ног зайцем.

Антонио Пизанелло - Аллегория похоти. Рисунок. Антонио Пизанелло - Аллегория похоти

Первые бесспорно авторские графические работы Пизанелло, одни из самых ранних в европейском искусстве рисунков обнаженного человеческого тела, представляют огромный интерес. Их тематика обнаруживает неожиданную широту устремлений молодого художника, приблизившегося к важнейшей проблеме кватрочентистского искусства — реалистического отображения фигуры человека с помощью натурного рисунка, а их художественное воплощение раскрывает своеобразие раннеренессансных штудий и знакомит со спецификой графической манеры Пизанелло.

Что все рассматриваемые рисунки возникли под импульсом непосредственных зрительных впечатлений, бесспорно; однако каждый из них в отдельности по-разному соотносится с понятием «натурная штудия». Берлинский лист, например, с зарисовками моющейся женщины кажется сделанным скорее по памяти, нежели с позирующей модели, настолько обобщенно и схематизированно переданы в нем формы тела, а в «Луксурии», обладающей качествами самостоятельного графического произведения, впечатления от натуры предстают уже в переработанном и стилизованном виде.

Антонио Пизанелло - Четыре зарисовки обнаженной женской фигуры. Рисунок. Антонио Пизанелло - четыре зарисовки обнаженной женской фигуры

Элемент стилизации присутствует и в рисунке из Роттердама, но касается он, скорее, трактовки таких деталей, как волосы женщины и ее руки. Зато к изображению самой фигуры художник подходит с непредвзятостью острого и любознательного наблюдателя. Мы почти ощущаем, как в осторожных прикосновениях пера проступает его цепкий, «на ощупь» движущийся взгляд, скрупулезно подмечающий малейший изгиб, каждую впадинку и выпуклость тела, как из отдельных линий складываются угловатые силуэты сухощавой, мускулистой фигуры, напоминающей мужскую. Судя по тому, как подробно фиксирует Пизанелло свои наблюдения, рисуя женщину с различных точек зрения, со спины, обращенную лицом к зрителю, в движении, изображает контрапосты, сложные ракурсы кистей и ступней, он имеет дело с позирующей ему моделью. Женщина, изображенная Пизанелло, вряд ли была профессиональной натурщицей; они появятся гораздо позже, в 16 веке, тогда как натурщики-мужчины — в конце 15 столетия. Но, во всяком случае, рисунок из Роттердама является самым ранним из дошедших до нас листов, сделанных с обнаженной женской модели, рисование которой лишь начинает вводиться в практику кватрочентистских художественных мастерских.