6 глава

Вопрос о пизанелловских рисунках с «антиков» достаточно сложен. И его фактическая сторона (область атрибуций, идентификаций и т. п.) и значение произведений в творческой эволюции художника являются до настоящего времени предметом разногласия между специалистами. Но если в отношении оценки римских рисунков можно отыскать известное совпадение во мнениях исследователей, а кропотливая работа по нахождению оригиналов для римских копий почти полностью завершена, получив оформление в солидном каталоге А. Шмит, то проблема авторства довольно большой по объему группы зарисовок с античной скульптуры, хранящихся в основном в миланской Амброзиане и Кабинете графики в Западном Берлине, и поныне не утратила своей дискуссионной остроты. Как пример двух полярных точек зрения по этому вопросу приведем труды Дегенхарта и Шмит, с одной стороны, и Фосси Тодоров — с другой. Тогда как немецкие исследователи связывают с именем Пизанелло свыше десяти рисунков-копий, вторая, напротив, считает, что ни один из них не является его авторской работой.

Не вдаваясь в атрибуционные тонкости, мы ограничимся лишь констатацией факта, что в Риме Пизанелло рисовал с античной скульптуры, а в качестве примеров привлечем те из относимых к нему листов, чье художественное качество достаточно высоко, а иконография в ряде случаев перекликается с его живописными произведениями и медалями.

Антонио Пизанелло - Лист с зарисовками. Около 1438 г. Антонио Пизанелло - лист с зарисовками

Большинство этих зарисовок являются копиями рельефов с саркофагов (в основном римского времени), многие из которых в первой половине 15 века находились в той самой базилике Сан Джованни ин Латерано, где пришлось работать Джентиле и Пизанелло. Почти все они исполнены серебряным штифтом на пергаменте с последующей обводкой пером и бистром. Таковы, например, зарисовки фрагмента одного из рельефов саркофага Вакха, хранящегося сейчас в Гроттафератта, и рисунок на обороте того же листа, где соединены мотивы рельефа саркофага Афродиты, очевидно того самого, который находится в настоящее время в Латеранских музеях в Риме. Вольная копия одного из рельефов саркофага Адониса, входившего до 16 века в коллекцию римлянина Андреа Скарпелино и затем перешедшего к Гонзага в Мантую. Лист с зарисовками различных памятников, где особенно интересным является изображение не дошедшей до наших дней, но хорошо известной в 15 столетии статуи Венеры Puldica (стыдливой). Кроме него существуют еще два приписываемых Пизанелло рисунка, запечатлевших круглую скульптуру — статую одного из Диоскуров и фигуру полулежащего гиганта, олицетворяющую Тибр. Оба эти памятника находились во времена Пизанелло на Квиринальском холме и были описаны Флавио Бьондо в его труде «Roma instaurata» («Восстановленный Рим»). Фигуры Диоскуров, Кастора и Поллукса, считались тогда произведениями Фидия и Праксителя, а Тибр и парная к ней статуя Нила — изображениями Сатурна и Вакха.