Поэтический мир Пизанелло-живописца

22 ноября 1395 года в Пизе умер мессир Пуччо ди Джованни да Черетто, суконщик. В оставленном им завещании были названы его вдова, тридцатидвухлетняя донна Изабетта, родом из Вероны, и единственный наследник состояния — сын Антонио. Имя будущего художника впервые упоминается в этом документе, на основании которого ориентировочно определяют время его рождения — до 1395 года. Через несколько лет, вторично выйдя замуж, донна Изабетта вместе с семьей вернулась в свой родной город Верону, где юный Антонио ди Пуччо да Черетто получил навсегда за ним закрепившееся прозвище Piccolo pisano (Маленький пизанец), или Пизанелло.

Известность рано пришла к Пизанелло и, сопровождая его на протяжении всей жизни, породила широкий резонанс в литературной продукции северо-итальянских гуманистов, отразившей подлинный энтузиазм современников художника и ставшей в наши дни вместе с сохранившимися архивными документами главным источником изучения хронологии его жизни и творчества. Уже упоминалось, что первая биография Пизанелло была составлена Джорджо Вазари. Однако, судя по тем фрагментарным и не всегда соответствующим истине сведениям, которые сообщает о художнике автор знаменитых «Жизнеописаний», сам он, скорее всего, не видел всех произведений Пизанелло и воспользовался данными, сообщенными его корреспондентом из Вероны «преподобным и ученейшим отцом фра Марко деи Медичи, веронцем из ордена проповедников». В этой связи особую ценность приобретают помимо посвященных Пизанелло стихотворных произведений Гуарино да Верона, Тито Веспасиано Строцци, Базинио из Пармы и других такие ученые трактаты, как «Italia illustrata» («Знаменитая Италия») Флавио Бьондо (1450) и «De Viris illustribus» («О знаменитых людях») Бартоломео Фацио (1456), содержащие важные сведения о деятельности художника.

Юность Пизанелло прошла главным образом в Вероне, городе Альтикьеро и Стефано, чье искусство стало для будущего мастера одним из первых источников художественных впечатлений. В то же время, поскольку его семья торговцев тканями могла быть связана деловыми контактами с городами Северной и Центральной Италии, в одном из них, по-видимому, произошла встреча молодого Пизанелло с прославленным умбрийцем Джентиле да Фабриано, в значительной мере повлиявшим на его формирование, — встреча, переросшая впоследствии в тесное сотрудничество и дружбу. Этот ранний период — самый загадочный в жизни Пизанелло: мы не обладаем никакими сведениями о нем вплоть до конца второго десятилетия 15 века. И потому отношения художника со Стефано и Джентиле, традиционно считающимися его учителями, остаются проблематичными, несмотря на предпринятые в последнее время многократные попытки найти убедительный ответ на вопрос о годах ученичества начинающего мастера.

Тем не менее, поскольку новые гипотезы основываются не на вновь открытых фактах, а на столь же гипотетических атрибуциях и выводы авторов зависят от того, какую точку зрения они отстаивают в данной атрибуционной дискуссии, реконструкции отношений Пизанелло с его старшими коллегами имеют пока только один позитивный вывод — о двойном источнике его художественного образования.