4 глава

Жизнеописание Пизанелло, впервые составленное Д. Вазари, полно настолько, насколько может быть полной и объективной у этого историка биография художника нетосканского круга. Неясны точная дата его рождения и год смерти. Даже настоящее имя, Антонио, стало известно относительно недавно, в самом начале 20 века, благодаря изысканиям Дж. Бьядего, тогда как со времен Вазари он ошибочно назывался Витторе. Полностью отсутствуют сведения о годах ученичества и первых шагах самостоятельной деятельности. Большая часть его живописных работ погибла. Атрибуции целого ряда произведений и поныне очень спорны. За исключением медалей, в большинстве случаев подписанных и датированных, время возникновения сохранившихся живописных произведений (и связанных с ними рисунков) устанавливается чаще всего путем стилистического анализа и изучением документов, восстанавливающих картину переездов Пизанелло от одного двора к другому.

Сложность этой задачи воссоздать хронологическую картину развития искусства Пизанелло отражена в многочисленной критической литературе, восходящей к 1856 году, к моменту приобретения Лувром кодекса Валларди — большой коллекции рисунков, содержавшей работы Пизанелло, мастеров его круга и предшественников, ранее принадлежавшей миланскому издателю и антиквару Джузеппе Валларди.

В каталоге, опубликованном самим Валларди, рисунки кодекса числились работами Леонардо да Винчи и его школы. В 1877 году Ф. Рейст выделил из коллекции и отнес к Пизанелло большую группу листов, а вслед за этим с 1881 года начинают появляться труды (в первое время в основном французских исследователей), где «закладываются» основы знаний о Пизанелло и его искусстве. Публикуются архивные документы, проливающие свет на различные факты жизни художника и помогающие тем самым уточнить картину его деятельности, определяется круг принадлежащих ему произведений, устанавливаются связи между отдельными рисунками, живописью и медалями. В 1896 году А. Вентури опубликовал книгу Д. Вазари «Жизнеописания Джентиле да Фабриано и Пизанелло», снабдив ее списком рисунков Пизанелло, составленным Ж. Жуфре.

В 1905 году вышла в свет первая монография о художнике Дж. Ф. Хилла, в которой исследовалась проблема творчества Пизанелло в целом; по обилию и полноте собранного в нем материала, верности и глубине оценок она остается и по сей день основополагающей в литературе о художнике. Среди наиболее значительных монографических работ о Пизанелло, появившихся в последующие годы, следует назвать книгу Б. Дегенхарта, одного из самых серьезных исследователей творчества художника, вышедшую в 1940 году в Вене и спустя пять лет — в итальянском переводе в Турине, работы Дж. А. Дель Аква (1952), Р. Бренцони (1952) с основным акцентом на творчестве Пизанелло-живописца, Л. Колетти (1953), самую крупную среди последних монографий книгу Э. Синдона (1960), свод произведений художника, составленный Р. Кьярелли (1972). И, наконец, обширный труд Дж. Пакканьини «Пизанелло и рыцарский цикл в Мантуе» (1972), явившийся обобщением результатов уникального открытия в середине 1960-х годов последней живописной работы Пизанелло и одновременно основательным, ярким, хотя и спорным в своей категоричности, исследованием его творчества.

Необходимо упомянуть также о тех посвященных Пизанелло работах, в которых рассматриваются частные проблемы его творчества или взятые в отдельности виды художественной деятельности. Наиболее интересные изыскания были проделаны за последнее время в области рисунка, где исследователям пришлось столкнуться с рядом сложностей, поскольку общая картина развития северо-итальянской графики первой половины 15 века еще недостаточно ясна. Она стала объектом пристального изучения относительно недавно, и большое число рисунков художников, работавших в Ломбардии и венецианской провинции, до последнего времени объединялась условно под именем Пизанелло. Как шутливо заметил Дель Аква, в работе по определению авторских рисунков Пизанелло наметились две тенденции — «сокращения» и «расширения» количества приписываемых художнику листов в соответствии с различными атрибуционными критериями, применяемыми разными искусствоведами.