Восьмая часть

Не меньше внимания к себе требует и такой рисовальный материал как резинка. Резинкой надо пользоваться умело; она помогает в работе над рисунком только в том случае, если ее применяют правильно и осторожно. В противном случае она — враг. Например, при работе карандашом, сангиной, соусом резинка незаменима, особенно в передаче фактуры шелка, меха, металла, стекла. При работе же углем, бистром, карандашом типа «Негро» резинка — враг, она почти непригодна, она портит бумагу, оставляет после себя неисправимые следы. Например, рисовальщик, наметив углем рисунок фигуры и заметив ряд ошибок, начинает стирать неточные линии резинкой, где требуется, делает поправки. Уголь хорошо ложится на эти места. Все как будто идет хорошо и нормально. Но вот студент начинает прокладывать углем полутона, сильно положенный тон начинает смягчать (смахивать) пальцем или тряпкой и видит, как на легком серебристом тоне поверхности формы вдруг появились черные полосы и пятна — это следы резинки.

При работе углем, как мы уже говорили, надо пользоваться вместо резинки тряпкой, мякишем белого хлеба, клячкой.

При работе свинцовым карандашом резинка нужна в том случае, когда нужно уточнить форму, уничтожить ошибочно нанесенные линии, выбрать блик. Когда же в рисунке нужно сгладить или смягчить штриховку, высветлить или немного ослабить необходимые места в тоне, резинку лучше не употреблять. Здесь лучше воспользоваться мякишем хлеба или клячкой. Необходимо также обратить внимание студентов, чтобы они бережно относились к поверхности бумаги, не засаливали ее, не прибегали часто к резинке, не нарушали зернистую фактуру бумаги. Бумага не терпит небрежного отношения. Работа тоном только тогда дает ясность формы, мягкость переходов светотени и прозрачность в тенях, когда поверхность бумаги не будет испорчена излишним злоупотреблением рисовальными материалами.

Со всеми этими технологическими особенностями материала художник должен ознакомиться на практике.

Повышение технического мастерства, ознакомление с техникой и технологией материалов не следует понимать как окончательное решение проблемы художественного мастерства. В учебном рисунке решение технических задач является лишь начальной подготовкой, начальной ступенью дальнейшего развития мастерства. Школа закладывает основу мастерства, а совершенствование уже зависит от дальнейшей работы художника.

Заканчивая разговор о технике и технологии рисовальных материалов, несколько слов следует сказать о сангине и пастели (цветных мелках).

Сангина — рисовальный материал естественного (вулканического) происхождения красновато-бурого или красновато-коричневого цвета, мягкий, подобно мелу. В настоящее время натуральной сангины в продаже не бывает, ее заменяют искусственные палочки, приготовляемые из охристых красок и глины. Хорошими сортами сангины являются те, которые не царапают бумагу и хорошо растираются.

Метод работы сангиной такой же, как и углем, ею можно штриховать, растушевывать пальцем, тряпочкой и растушками (из замши, кожи, бумаги), о которых мы уже говорили. Работать сангиной очень любили художники эпохи Возрождения. Часто сангиной работали в сочетании с другими рисовальными материалами — углем, итальянским карандашом, пастелью. Такие образцы мы тоже приводили в нашем пособии.

Рисование цветными мелками — пастелью — очень сложное дело, и учащемуся не следует торопиться с этой работой. Главная трудность — это отсутствие специальной пастельной бумаги. Конечно, подготовить необходимую бумагу своими силами вполне возможно. В качестве некоторых советов можно рекомендовать:

  1. Взять плотный лист бумаги (или картона), положить на ровную поверхность и обработать пемзой или тонкой наждачной бумагой и обрабатывать ее до тех пор, пока она не примет фактуру сукна. Такая бумага вполне может быть использована для работы пастелью. Однако обработка ее требует много времени и терпения.
  2. Можно подготовить бумагу с расчетом на грунт и на дальнейшее закрепление законченного рисунка. Лист бумаги натягивается на специальном стираторе, состоящем из двух деревянных рам. Натянув бумагу, на нее следует нанести широким флейцем жидкий раствор животного клея (рыбий, столярный, желатин) в несколько слоев. Причем в разных направлениях так, чтобы следы волос флейца создавали фактуру льняного полотна. Пока клей не успел высохнуть, посыпать всю поверхность бумаги мелким порошком пемзы. Когда бумага высохнет, излишек пемзового порошка смахнуть сухим флейцем и можно приступать к работе. Законченный рисунок надо закрепить. Для этого надо вскипятить воду в широкой кастрюле, и обратную сторону рисунка (спиратора) обработать паром. Пар, растворяя клеевой грунт, будет одновременно закреплять и рисунок.

Однако на самодельных бумагах выполнить высококачественные рисунки очень трудно, то есть они будут значительно отличаться от пастельных портретов, выполненных на замше или на пастельных картонах.

В последнее время вместо бумаги стали работать на тонкой наждачной бумаге. Больших результатов в работе на наждачной бумаге добивается народный художник СССР А. Шилов.