Предисловие - часть первая

В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы указывается, что необходимо «повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета... усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия, методы обучения и воспитания».

Предлагаемое пособие «Рисование головы человека» составлено с учетом повышенных требований к учебным программам художественных учебных заведений и направлено на более углубленное раскрытие научных обоснований преподавания академического рисунка. Главное внимание обращено на методологические основы реалистического изображения головы человека, на принципы и методы обучения, в основе которых лежит рисование с натуры.

В пособии сделана попытка соединить данные психологии, педагогики и других наук с методическими рекомендациями по рисунку. В нем речь идет не только о правилах построения изображения головы, но и объясняются закономерности зрительного восприятия, творческого освоения действительности в процессе рисования с натуры и другие вопросы.

Учебный материал в пособии скомпонован таким образом, чтобы учащийся мог постепенно накапливать и закреплять знания и навыки искусства рисования. Так, например, все сведения по пластической анатомии даны не в одной главе, а увязаны с конкретными задачами, которые предусмотрены последовательностью усложнения натурных постановок, — рисунок гипсовой головы, живой, портрета. Автор пособия при анализе сложных задач постоянно возвращается к элементарным основам академического рисунка, что помогает восприятию основных положений рисунка с новых, более сложных позиций.

Автор пособия рассматривает обучение и воспитание как единый процесс. Поэтому, раскрывая закономерности строения формы человеческой головы и методическую последовательность построения изображения, автор одновременно затрагивает и вопросы идейно-эстетической направленности, и формирования материалистического мировоззрения.

В данном пособии методические рекомендации основываются на лучших традициях мировой и русской школы рисунка, подкрепляются головы в пространстве. Все эти знания дают возможность художнику правильно и выразительно передавать облик портретируемого. Более того, для достижения большей выразительности образа, художник может иногда несколько утрировать характер формы, подчеркнуть закономерность анатомического строения, не нарушая общей убедительности передачи реального образа. Это можно наглядно проследить на портрете матери А. Дюрера (рис. 3). Художник не пассивно копировал натуру, а использовал для большей выразительности свои научные знания из области анатомии. Желая передать в рисунке образ старой, много пережившей в жизни женщины, Дюрер обращает внимание зрителя на анатомические особенности строения костей черепа, плечевого пояса, чтобы с помощью этого приема убедительнее решить сложную психологическую задачу.

А. Дюрер - Портрет матери
Рисунок №3 — А. Дюрер - Портрет матери

Дюрер внимательно прорисовывает складки кожи на лбу, выступы скуловых костей, носогубные складки и мышцы лица. Особенно тщательно он прорисовывает мышцы, сухожилия и кости плечевого пояса — яремную ямку, ключицы, все разветвления грудино-сосцово-ключичной мышцы. Он их анализирует, казалось бы, с излишней анатомической точностью. Но именно это позволило художнику создать необычайно выразительный образ старой женщины. И что особенно важно отметить, этот рисунок соединяет в себе воедино грамотность и выразительность, то есть то, что характеризует реалистическое направление в искусстве. Художник ничем не польстил своей матушке, ничего не приукрасил, наоборот, он создал убедительный реальный образ старой болезненно-исхудавшей женщины.

А какое разнообразие мы находим в рисунках О. Кипренского, виртуозного рисовальщика и очень тонкого художника-портретиста (рис. 4—8). Этот великий мастер умел не только передавать портретное сходство конкретных людей, но и самый дух эпохи, в которую они жили. Очаровательный портрет С. С. Щербатовой (рис. 4) ассоциируете я с образом Татьяны Лариной А. С. Пушкина; портрет Н. В. Кочубей — с Наташей Ростовой из романа Л. Н. Толстого (рис. 5).

О. А. Кипренский - Портрет С. С. Щербаковой
Рисунок №4 — О. А. Кипренский - Портрет С. С. Щербаковой

Многим начинающим художникам кажется, что всего этого можно достичь без специального обучения, с помощью лишь интуиции, непосредственного наблюдения, что академические правила и законы отнимают много драгоценного времени на изучение «ненужных» научных дисциплин — перспективы, анатомии, теории теней, что гораздо проще работать по чувству, как видишь.

О. А. Кипренский - Портрет Н. В. Кочубей
Рисунок №5 — О. А. Кипренский - Портрет Н. В. Кочубей

Конечно, и чувства, и интуиция в работе художника играют большую роль, но только лишь с их помощью рисовальщик не сможет даже просто грамотно изобразить голову человека. Он будет интуитивно долгое время нащупывать местоположение каждой части лица, и все равно не сумеет правильно связать их между собой в единое целое. Художнику необходимо знать конструктивно-анатомическую структуру формы головы и закономерность взаимосвязи ее частей, которые присущи каждому человеку. И. Крамской, гениальный художник-реалист, писал: «Я много потратил времени на рисунок, я лишался аппетита, когда нос оказывался не на своем месте или глаз сидит недостаточно глубоко. Это было сущее несчастие». И художник постоянно следил за правильностью изображения (рис. 9). Удивительно точен рисунок и у такого мастера как Б. Кустодиев (рис. 10).

И. Н. Крамской - Портрет Ж. А. Полонской
Рисунок №9 — И. Н. Крамской - Портрет Ж. А. Полонской

Правильность исполнения заключается не в том, что художник точно изображает форму предметов, а в том, насколько он правильно и глубоко подмечает характерные особенности реальной действительности. Различие между художником-реалистом и натуралистом в том и заключается, что один рисует, логически мысля, а другой только срисовывает. Другими словами, первый в силу необходимости отбрасывает мелочи и сосредоточивает все свое внимание на основном, второй же ставит себе целью дать лишь точную копию того образца, который находится у него перед глазами. Художественная правда в реалистическом искусстве требует художественного обобщения и синтеза.

Б. М. Кустодиев - Купчиха за чаем
Рисунок №10 — Б. М. Кустодиев - Купчиха за чаем

П. П. Чистяков постоянно подчеркивал, что ученый художник не просто копит наблюдения, а суммирует их. Он видит в них общие закономерности, лежащие в основе всего существующего: «Человек, набирающийся постоянно впечатлений и выводящий из них законы, может быть творцом вполне, потому что сила духа — сила знания...». Реальность и глубокая убедительность изображения есть не что иное, как результат подлинного объективного познания действительности. Исходя из всех этих предпосылок, искусство реализма мы должны рассматривать как высшую форму художественного познания действительности. Реализм следует рассматривать не только как творческий метод работы художника, но и как путь принципиально правильного и наиболее глубокого познания действительности.

Процесс познания художником окружающего мира состоит в раскрытии законов природы для применения этих законов к практическим целям искусства. Глубокое и всестороннее знание мира, знание его закономерностей есть основное условие реалистического искусства. Правильно понять и глубоко правдиво изобразить действительность без знания ее законов невозможно. Рисующий, стоящий на этих позициях, стремится вскрыть законы строения природы путем научного анализа. Познание объективных законов природы является необходимым условием для плодотворной работы художника-реалиста.

Буржуазная эстетика проповедовала и проповедует субъективизм в творчестве художника. Субъективизм в искусстве отстаивает произвольно-индивидуалистический подход к художественному творчеству, отвергает объективную реальность и законы искусства. Отсюда он воюет за абсолютную свободу действий художника, против традиций и школы, якобы сковывающих творческие возможности художника. Поэтому поклонники субъективизма в искусстве ратуют за методы «свободного воспитания», за невмешательство педагога в творческий процесс ученика, за полное предоставление свободы действий художнику.