2 часть

Задача художников нашего времени — запечатлеть в произведениях образы своих современников, людей нашей героической эпохи — героев труда, науки, искусства, неутомимых тружеников сельского хозяйства, живых людей сегодняшнего дня со всеми их радостями и горестями.

Психологическая и социальная конкретность образа сегодня является необходимым критерием реалистического портрета. Для усиления психологической характеристики портрета художнику иногда необходимо передать характерные жесты рук, направление взгляда и даже костюм портретируемого.

Главная цель карандашного портрета — сохранить образ тех, с кем ты общался, и заслуга художника состоит в том, что он не только это делает для себя, друзей и знакомых, но и дает ценный материал для потомков. Сегодня, изучая русскую культуру прошлого, мы не только хотим знать имена выдающихся людей той или иной эпохи, но и увидеть их облик. Такие карандашные портреты, как портрет Тараса Шевченко (рис. 137), портрет Н. Некрасова (рис. 138) художника И. Крамского, портрет И. Крылова (рис. 139) и А. Мокрицкого (рис. 140), выполненные художником К. Брюлловым, являются ценнейшими документами для нашего времени.

И. Н. Крамской, портрет Т. Г. Шевченко
Рисунок №137 — И. Н. Крамской, портрет Т. Г. Шевченко

И. Н. Крамской, портрет Н. А. Некрасова
Рисунок №138 — И. Н. Крамской, портрет Н. А. Некрасова

Будущий художник должен понять, что создаваемые им портреты должны быть не только схожими с оригиналами, но и отвечать высоким требованиям художественного исполнения.

Чтобы между художником и зрителем возник контакт, необходимо, во-первых, чтобы автор портрета умел грамотно изобразить форму головы портретируемого, во-вторых, чтобы сходство в портрете было убедительным и выразительным. Только тогда зритель будет заинтересован портретом. А для этого будущему портретисту надо хорошо подготовить себя к этой художественно-творческой деятельности. Не давайте себе никакой поблажки, строго следите за усвоением учебного материала, а при малейшей неуверенности не стесняйтесь обращаться за помощью к преподавателю.

К. П. Брюллов, портрет И. А. Крылова
Рисунок №139 — К. П. Брюллов, портрет И. А. Крылова

К. П. Брюллов, портрет А. Н. Мокрицкого
Рисунок №140 — К. П. Брюллов, портрет А. Н. Мокрицкого

Научиться видеть самое характерное, подмечать тончайшие особенности пластики формы может каждый художник. Для этого он должен хорошо изучить анатомию костей черепа и мимических мышц лица, знать их расположение и действия при выражении душевных эмоций. Тем и отличается художник-профессионал от художника-самоучки, дилетанта, что первый знает заранее, как должны располагаться мимические мышцы лица при выражении горя, радости, смеха, плаче. Дилетант же беспомощно мечется глазами по форме, не зная за что уцепиться. Правильно говорил Гёте: «Дилетант всегда боится основательного, минует приобретение необходимых познаний, чтобы подойти к исполнению, смешивает искусство с материалом...»

Чтобы художник мог успешно работать над портретом, ему необходимо не только пользоваться всеми знаниями и навыками, которые он получил раньше, но и вооружиться новыми, крайне необходимыми при работе над портретом. Здесь, прежде всего, надо углубить знания о строении костей черепа, о работе и изменении формы мышц лица, о психических состояниях человека и их отражениях на внешней форме головы. Образное решение портрета, передача психологического состояния портретируемого не может основываться только на эмоционально-чувственном восприятии художника. Попытки передать в рисунке выражение лица без знания анатомии — пустая трата времени. Выразить в портрете красоту пластической моделировки формы на плохо построенном рисунке головы — безнадежная попытка. Если вы заметили сами или вам указал педагог, что рисунок плохо построен, продолжать работу над портретом не следует, лучше начать все заново.

Педагогическая практика показывает, что пассивность рисующего ведет к механическому копированию натуры, то есть к перерисовыванию видимого облика натуры без понимания сущности рисуемого объекта — конструктивной основы формы, анатомической характеристики, пластической моделировки как всей головы, так и ее составных частей. Когда мы смотрим на портрет скульптора Витали, выполненного К. Брюлловым (рис. 141), то в первый момент кажется, что художник дает лишь намек на форму, он почти не касается карандашом бумаги. Но приглядевшись внимательно, мы замечаем, что художник с ювелирной точностью моделирует форму, привычка анализировать пластику лица не позволяет художнику ограничиваться поверхностным наблюдением, он связывает внешние признаки формы с особенностями строения черепа и анатомической закономерностью расположения мышц лица.

Итак, о костной основе формы головы, знание которой помогает художнику при работе над портретом.

К. П. Брюллов, портрет скульптора Витали
Рисунок №141 — К. П. Брюллов, портрет скульптора Витали

Форма лицевой части черепа зависит от развития отдельных костей черепа. При положении головы в профиль они образуют лицевой угол, который художник-портретист должен обязательно учитывать. Под лицевым углом имеют в виду угол, образованный пересечением горизонтальной линии, проходящей через край скулового отростка и линией, проходящей от выступающей точки лба и выступа зубов (рис. 142). Раньше лицевой угол считали признаком определенной расы. Исследования советского антрополога и скульптора М. Герасимова не подтвердили пресловутых расовых отличий. У маленьких детей лицевой угол близок к прямому, так как мозговая часть черепа больше лицевой, но в дальнейшем, с развитием костей черепа, лицевой угол изменяется.

Профильный лицевой угол
Рисунок №142 — Профильный лицевой угол

На портретное сходство большое влияние оказывает также передача прикуса зубов (рис. 70). Когда челюсти смыкаются в прикусе, коронки передних зубов верхней челюсти находятся несколько впереди коронок зубов нижней челюсти и верхняя губа несколько выдается вперед. В ряде случаев наблюдается ровный прикус, который никакого влияния на изменение пластики лица не оказывает. При выпадении зубов, даже частичном, рельеф лица изменяется, щеки западают, образуются морщины. При полной потере зубов, челюсти смыкаются, подбородок выдается вперед, что характерно для старух и стариков.

В пятой главе мы познакомились с мышцами головы, знание которых необходимо для ее рисования.

Продолжим рассмотрение анатомических закономерностей расположения и действия мышц лица, которые необходимо знать портретисту с других позиций.

При рисовании портрета художнику надо хорошо знать мимические мышцы лица, их работу и характер проявления действий на кожный покров. Ведь самое незначительное изменение пластической характеристики на лице, не всегда заметное для других наблюдателей, для художника является ключом проникновения в душу портретируемого. Знание помогает художнику не только уловить внешнее сходство, но и подойти к психологической характеристике портретируемого. Без знания действий мимических мышц лица рисовальщик не сможет дать тонкой характеристики портрета. Художник, хорошо знающий действия мимических мышц лица, сможет передать в рисунке еле уловимые движения — нежную улыбку, которую мы видим в портрете Моны Лизы (Джоконды) Леонардо да Винчи. В портрете А. Олениной, О. Кипренского: особое выражение глаз и взгляда, как в портрете археолога Ланчи К. Брюллова, или в портрете папы Иннокентия X испанского художника Веласкеса.

Мимические мышцы лица, имеющие большое пластическое значение при изображении портрета, являются кожными мускулами, так как приводят в движение определенные участки кожи, придавая то, или иное выражение человеческому лицу в момент душевных переживаний. Расположение мимических мышц на лицевой части головы показано на рисунке 96.