8 часть

Чтобы стать выразителем нашей эпохи, при работе над портретами пытайтесь в каждом отразить дух нашего времени. Когда вы будете стараться в облике портретируемого подчеркнуть то, что характеризует вашего современника, у вас и форма отражения будет получать новую современную окраску, ибо форма и содержание всегда едины. Если вы будете следить только за формой изображения, воспринятой от великих мастеров прошлого, то между формой и содержанием будет получаться разрыв. Нехорошо, когда рисунок будет выполнен в стиле прошлых веков, когда вам будут говорить: «Ну, прямо Брюллов, как у Крамского или почти Репин». В портрете надо добиваться того, чтобы портрет отражал вашего современника, чтобы в рисунке появлялись черты вашей трактовки, чтобы все внимание было направлено на раскрытие внутреннего психологического состояния человека. Посмотрите на портрет Анхель Алонсо, выполненный художником В. Ивановым (рис. 148). Вы видите здесь современную трактовку образа, форма и содержание неотделимы друг от друга.

Создавая портрет современника, рисунок начинайте с изображения человека с яркой характеристикой образа — сталевар, врач, учитель, артист и так далее. Если первое время не будет получаться психологический портрет, используйте аксессуары, создавайте более сложные композиции. В дальнейшем аксессуары сокращаете и больше внимания уделяйте психологической характеристике лица, старайтесь, как Гольбейн, «запустить свой щуп до дна души человека».

В. И. Иванова, портрет Анхель Алонсо
Рисунок №148 — В. И. Иванова, портрет Анхель Алонсо

Великие мастера портрета прошлых эпох внесли бесценный вклад в искусство портрета, они обогатили опытом своей работы новое поколение художников, и сегодня мы имеем возможность продолжить традиции их искусства, внося свое, новое, что характеризует наше время.

При создании психологического портрета от художника всегда требуется четкая проработка каждой детали. Однако, прорабатывая детали, нельзя впадать в крайность. П. Чистяков предупреждал: «Но нельзя только строго рисовать, доводить до крайности, нужно уметь остановиться вовремя; легко перешагнуть предел и попасть на дорогу фотографа или засушить, если не умеешь охватить общее».

«Охватить общее» — это, прежде всего, охватить главное и опустить второстепенное, и с помощью этого общего приблизиться к психологической характеристике человека, вскрыть его индивидуальность.

Очарование портрета Е. Бакуниной (рис. 149) К. Брюллова состоит, прежде всего, в передаче внутреннего психологического состояния портретируемой. Художник сосредоточивает внимание зрителя на главном, опуская второстепенное.

К. П. Брюллов, портрет Е. П. Бакуниной
Рисунок №149 — К. П. Брюллов, портрет Е. П. Бакуниной

При работе над портретом надо быть во всеоружии профессиональных знаний, умений и навыков, чтобы свободно, творчески и умело использовать изобразительные средства, которые имеются в распоряжении художника.

Освоение учебного материала требует от молодого художника постоянных тренировок, развития своего восприятия, памяти и воображения. Выполнение дополнительных упражнений, набросков и зарисовок с натуры должно стать для обучающегося повседневной профессиональной потребностью. Все это даст возможность острее чувствовать и видеть красоту и неповторимости реальной действительности, эстетически оценивать людей труда, передавать облики советских людей в художественно-образной форме.

Некоторые студенты часто боятся выполнять длительные рисунки. Начиная работу над длительным рисунком, они смело и решительно начинают улавливать сходство с портретируемым, давать образную характеристику, но по мере продолжения работы они вдруг замечают, что сходство с натурой начинает пропадать, и чтобы сохранить достигнутое, они сразу же прекращают работу над портретом. Здесь мы можем дать два совета: Первый — поскольку мы решаем проблему портрета в учебном плане, надо учиться, не ошибается только тот, кто ничего не делает. Приобрести опыт художественно-творческой работы без срывов невозможно, только испытав горечь поражений и радость созидания можно стать настоящим художником. Поэтому, поставив задачу выполнить длительный рисунок, надо выполнять, даже если должного результата и не получится. Второй — надо перебороть страх, когда вам кажется, что вы теряете сходство.

Если рисунок начат хорошо, то и закончить его можно успешно. К художественному образу в портрете художник подходит очень сложным путем, и некоторые моменты достижения цели он даже не в состоянии объяснить. Поэтому, когда вам кажется, что вы теряете сходство и вам страшно продолжать работу дальше, необходимо показать свою работу педагогу, и, возможно, он скажет, что вы не только не потеряли портретного сходства, но, наоборот, подошли к психологической характеристике, и посоветует, как вести рисунок дальше.

Овладение искусством портрета, как мы уже не раз говорили, требует систематической и ежедневной работы, иначе овладеть искусством нельзя. В этом отношении примером для нас может быть И. Репин. Илья Ефимович никогда не разлучался с альбомом, он рисовал постоянно, использовал каждый удобный момент, на заседаниях, совещаниях. Он постоянно делал наброски, где решались и задачи портретного сходства.

Выдающийся советский художник и искусствовед И. Грабарь писал: «У Репина всегда был с собой альбом. Шел ли он на заседание совета Академии художеств или на литературный вечер, ехал ли на званый обед, садился ли в конку или в вагон поезда, при нем был альбом, в котором по возвращении домой оказывалось много страниц, заполненных портретами, набросками». Примером такой работы художника могут служить: портрет А. А. Потехина, «Лесгафт на трибуне» (рис. 152), «П. М. Третьяков на заседании в Академии художеств» (рис. 153), портрет П. Д. Лебедева (рис. 154).

Чтобы добиться успеха в передаче психолого-эмоционального состояния человека, необходимо больше делать набросков и коротких зарисовок, но начинать надо не с тонких эмоциональных состояний человека — улыбка, грусть и так далее, а с ярких, бурных проявлений — откровенный смех, ярость, горе.

И. Е. Репин, Лесгафт на трибуне
Рисунок №152 — И. Е. Репин, Лесгафт на трибуне

И. Е. Репин и П. М. Третьяков в Академии художеств
Рисунок №153 — И. Е. Репин и П. М. Третьяков в Академии художеств

И. Е. Репин, портрет П. Д. Лебедева (казак-пластун)
Рисунок №154 — И. Е. Репин, портрет П. Д. Лебедева (казак-пластун)

Наряду с рисованием с натуры надо постоянно развивать свою зрительную память. В этом отношении примером может служить В. Серов, который много делал рисунков по памяти. В своих воспоминаниях И. Грабарь писал о Серове: «Одновременно он писал какие-то портреты, для которых главным образом и ездил в Петербург. Возвращаясь после сеансов домой, он охотно рассказывал о них, описывая заказчиков, часто зло, иногда с юмором. Говоря о концепции портретов, он вынимал из кармана небольшой альбом, бывший у него всегда с собой, и рисовал портрет. Многие из таких рисунков, сделанных при мне в разные годы, я узнавал впоследствии, просматривая все его огромное альбомное наследство. Их неправильно принимали и сейчас принимают за „первую мысль" знаменитых портретов. Иногда он давал в таких случаях только легкий очерк, иной раз увлекался и рисовал подробно, не замечая, как за чашкой кофе где-нибудь у Кюба или Донона, страница заполнялась первоклассным тонким законченным рисунком».

Помимо работы над индивидуальным портретом художнику часто приходится решать и более сложные задачи — выполнять парный портрет, а иногда и групповой, о чем речь пойдет в следующей главе.