Портрет - 1 часть

Главным объектом отображения в изобразительном искусстве всегда был человек. Умение художника передать в рисунке портретное сходство с оригиналом восхищало людей с древнейших времен. Отмечая дарование величайшего художника древности Апеллеса, историк Плиний с восхищением писал, что однажды Апеллесу пришлось быть в Александрии, и завистники художника подговорили царского шута пригласить Апеллеса на пир к Птолемею. Когда Апеллес явился, Птолемей страшно разгневался и стал спрашивать, кто его пригласил. Чтобы точно указать виновного, Апеллес выхватил из печки уголь и на стене набросал портрет, по которому Птолемей узнал лицо своего шута.

Умение художника передать в портрете сходство всегда ценилось очень высоко. Каждый, кто мог узнать в изображении облик знакомого человека, испытывал положительные эмоции и соответственно оценивал работу художника, отдавая должное его способностям и мастерству. Особенно ценились с древнейших времен портреты с реалистической трактовкой форм, с повышенной выразительностью изображения. Такие портреты представляют большую ценность не только для современников, но и для потомков, которые могут по этим портретам ознакомиться с обликом людей прошлого (рис. 132).

Однако рисунков художников древности до наших дней не сохранилось. Рисунки-портреты, сохранившиеся от прошлых времен, относятся уже к эпохе Возрождения. Среди этих рисунков особого внимания заслуживают портрет девушки, созданный Тицианом, серия портретов Г. Гольбейна Младшего—портрет Моретта (рис. 131).

Г. Гольбейн Младший, портрет Моретта
Рисунок №131 — Г. Гольбейн Младший, портрет Моретта

Ж. О. Д. Энгр, портрет художника Гране
Рисунок №132 — Ж. О. Д. Энгр, портрет художника Гране

Восхищаясь портретами Гольбейна, И. Крамской писал: «Это был человек колоссального ума и, вероятно, огромного таланта. Он спускался со своим анализом почти в самую глубину человеческого лица, и его произведения в искусстве — как великие открытия науки. Нигде нерв не дрогнул. Он как будто пожертвовал сердцем, и только в одном портрете дрогнуло что-то — в портрете Колонна, в галерее Колонна в Риме».

Хорошо сохранилась серия портретов А. Дюрера — портрет Вилибальда Пиркгеймера, выполненный углем в 1503 году; портрет Феликса Гунгерберга, выполненный пером в 1520 году; портрет Луки Лейденского, выполненный серебряным карандашом в 1521 году (рис. 133); и много других.

А. Дюрер, портрет Луки Лейденского
Рисунок №133 — А. Дюрер, портрет Луки Лейденского

Особое место в истории изобразительного искусства принадлежит французскому карандашному портрету. Среди этих уникальных произведений необходимо отметить портреты, выполненные придворным художником Екатерины Медичи Дюмустье Пьером Старшим, — портрет брата Этьена Дюмустье, Дюмустье Даниэля портрет неизвестного (рис. 134); Дюмустье Даниэля портрет дамы (рис. 135) и другие.

Карандашный портрет — один из интереснейших и значительных разделов изобразительного искусства. Средствами рисунка художник способен передать не только внешний облик человека, но и его переживания, чувства, мысли. Примером может служить рисунок О. Кипренского — портрет госпожи Прейс с ребенком (рис. 136). Скупыми средствами графики художник мастерски передает не только сходство с оригиналами, но и их внутренний мир, их душевное состояние.

Д. Дюмустье, мужской портрет
Рисунок №134 — Д. Дюмустье, мужской портрет

Д. Дюмустье, портрет дамы
Рисунок №135 — Д. Дюмустье, портрет дамы

Госпожа Прейс свободно и непринужденно откинулась на подушку. Ее мечтательно-задумчивое лицо, обрамленное лежащими в беспорядке волосами, выражает доброту, простоту и ласку. Она отложила свое рукоделие, предоставив художнику возможность свободно работать. Малыш испуганно прижался к ее груди, ища защиту у матери, но смотрит с любопытством. Его заинтересовала работа художника, и он старается понять ее смысл. Это душевное состояние ребенка художник очень тонко подметил и мастерски передал в рисунке

О. А. Кипренский, портрет госпожи Прейс с ребёнком
Рисунок №136 — О. А. Кипренский, портрет госпожи Прейс с ребёнком

Работая над портретом, каждый художник вынужден решать целый ряд проблем и главнейшая из них — это проблема сходства. Проблема сходства в портрете требует от художника предельной остроты восприятия и тонкого чувства формы. Прорисовка всех деталей еще не дает возможности раскрыть глубину образа, здесь нужен творческий подход к делу, умение опустить мелочи, сосредоточить внимание на самых характерных особенностях портретируемого.

При выполнении портрета в учебном плане проходит сложный путь овладения искусством реалистического рисунка от первоначальных этапов построения изображения до выражения психологического состояния натуры. На этом пути молодой художник обогащается новыми знаниями, представлениями и навыками, он научается творчески использовать полученные ранее знания и навыки, и приближается к подлинному искусству портрета.

Если художник не будет постоянно обогащать себя новыми знаниями и навыками, он остановится в своем развитии. Те знания и навыки, которые он получил при рисовании гипсовой и живой головы, еще недостаточны, чтобы успешно решать задачи портрета. Некоторые считают, что и без знаний талантливый художник может точно скопировать натуру, что и требуется, по их мнению, для портрета. Эти рисовальщики думают, что если они с фотографической точностью скопируют с натуры все мелкие детали, то добьются портретного сходства. Однако такая «точность» может исказить действительность. Очень хорошо о фотографии сказал Ф. Достоевский: «Фотографические снимки чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным».

Главное требование, предъявляемое к портрету, — это передача индивидуального сходства, индивидуальной характеристики портретируемого. Очень хорошо об этом рассказал Б. Иогансон, вспоминая свои впечатления от портрета Морозова, выполненного В. Серовым: «В способности Серова, этого совершенно исключительного мастера портрета, давать острейшую характеристику портретируемого, я убедился лично. На одной из выставок Союза русских художников был выставлен портрет Морозова, коллекционера западной живописи. Он был изображен на фоне матиссовского натюрморта. Портрет поражал какой-то исключительной жизненностью и, вероятно, был очень похож... И вдруг я увидел в зале выставки идущего навстречу самого Морозова. Я был потрясен тем обстоятельством, что это было не только похоже, но это было гораздо больше чем похоже! Парадоксально выражаясь, Морозов был гораздо больше похож у Серова, чем в натуре. Мастер сумел найти то, что выражает подлинную сущность этого человека. Вот это, я считаю, и есть реализм. И мне кажется, я воочию убедился, что Серов ничего не преувеличивал, он только подчеркнул самое типичное, самое характерное во всем облике этого человека».