Предисловие - часть третья

Поклонники формалистического искусства заявляют, что правильное изображение дает фотография, а художник должен переработать натуру в художественный образ. Если художественный образ рассматривать с таких позиций, то изобразительное искусство неизбежно придет к бессознательному нагромождению линий и красок, к чему и пришло абстрактное искусство. Если же термин «образ» понимать с позиций марксистско-ленинской теории познания и психологии, то все становится на свои места. «Под образом,— писал С. Л. Рубинштейн, — в собственном, гносеологическом смысле надо разуметь отнюдь не всякое чувственное впечатление, а лишь такое, в котором явления, их свойства (форма, величина) и отношения предметов выступают перед нами как предметы или объекты познания».

Воспроизводя в рисунке образ конкретного человека, художник должен не только правильно строить изображение формы головы, но и передавать характерные особенности — сходство, без этого не будет портретного образа. Говоря об образе, мы всегда имеем в виду сходство с объектом изображения. Советский психолог Б. Ф. Ломов пишет: «Как и любое изображение, образ представляет собой множество элементов, которые находятся в определенном соотношении с множеством элементов изображаемого объекта в самом общем смысле это есть соотношение сходства или подобия».

Каждый рисующий с натуры голову человека прежде всего старается передать сходство с оригиналом. Если сходства уловить не удается, одни начинают овладевать основными положениями реалистического рисунка. Другие, наоборот, искажая образ натуры, думают, что создают оригинальные произведения искусства. Восторгаясь выразительностью и непосредственностью детских рисунков, некоторые методисты ратуют за то, чтобы эту непосредственность и наивность детских рисунков сохранить и дальше, не приобщая детей к изобразительной грамоте. Идейные противники реалистического искусства и поклонники «свободного воспитания» говорят, что, когда ученику дают академическое задание и требуют строго соблюдать все его положения, то лишают свободы.

Приходится вновь повторить, что молодежь, уповая на талант, нередко пренебрегает знаниями.

Изучая рисунки старых мастеров, начинающий рисовальщик иногда замечает в них отступления от правил, нарушение закономерности строения формы, и ему начинает казаться, что правила вообще не нужны, главное — эмоциональная выразительность рисунка. Это проистекает из-за непонимания различия между творческим рисунком и учебным. То, что бывает возможно для мастера, недопустимо для ученика. Познавая в рисунке законы линейной перспективы, ученик обязан строго соблюдать все правила. Мастер же может делать отступления.

Иногда удивляются, почему так медленно растет новое поколение художников. Разгадка очень проста: прежде учились с детских лет (притом художественной грамоте, и в первую очередь рисунку), стремясь получить знания, овладеть основами изобразительного искусства, а потом только переходили к творческим задачам. Получая в художественной школе необходимые навыки и знания, ученик познает основы изобразительного искусства. Как грамматика необходима будущему литератору, так и изобразительная грамота нужна художнику-реалисту.

Без школы, без знания элементарных основ реалистического рисунка молодой художник всегда будет себя чувствовать скованным и беспомощным. Во время занятий учебным рисунком учащиеся знакомятся с теми знаниями, которые были накоплены художниками прошлого с их опытом работы, что способствует быстрейшему росту молодого художника. В результате обучения академическому рисунку учащийся получает необходимую сумму знаний и навыков, с помощью которых он может перейти к самостоятельной творческой работе.

Однако начинающие художники часто торопятся перейти к более сложной творческой работе. В учебном рисунке основной должна быть задача обучения, раскрытия перед учащимися тех незыблемых правил и законов реалистического рисунка, которые они должны твердо усвоить. Учебное рисование — это путь познания реальной действительности и искусства, это сложный процесс усвоения законов строения форм, предметов реального мира и правил их изображения на плоскости. Задача пособия — указать и раскрыть те пути, которые помогают правильно видеть и отображать природу, указать метод, который облегчает и упрощает путь познания мира и его отображения в искусстве.

В основе академического рисования должны лежать учебно-познавательные начала. Только при этом условии учебное рисование сможет выполнить возложенные на него цели и задачи.

Разъясняя объективные законы существования художника в обществе, В. И. Ленин писал: «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Свобода буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от подкупа, от содержания». Отсюда и гневные восклицания В. И. Ленина: «Долой литераторов беспартийных! Долой литераторов сверхчеловеков!».

Приобщаясь к искусству, развивая свои творческие способности, молодой художник должен понять роль и значение искусства в жизни общества, принципы партийности и народности искусства. Искусство не бывает бесклассовым, а художник, как член определенного класса, естественно, выражает идейные позиции своего класса. В основных направлениях реформы школы указывается: «Партия добивается того, чтобы человек воспитывался у нас не просто как носитель определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданин социалистического общества. Активный строитель коммунизма, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения». Искусство является одним из действенных средств воспитания народа. Сила его воздействия на чувства и умы людей огромна.

Еще И. Крамской писал: «Только чувство общественности дает силу художнику и удесятеряет его силы. Только умственная атмосфера, родная ему, здоровая для него, может поднять личность до пафоса и высокого настроения, и только уверенность, что труд художника и нужен и дорог обществу, помогает созревать экзотическим растениям, называемым картинами. И только такие картины будут составлять гордость племени и современников, и потомков».

Во всех этих вопросах будущий художник-профессионал должен хорошо разбираться, понимать методологические основы реалистического искусства и пути его дальнейшего развития. В связи с этим данное пособие ставит своей целью не только изложить определенные правила и законы академического рисунка, но и помочь молодому художнику понять методы овладения самими основами реалистического рисунка.

Метод социалистического реализма обеспечивает неограниченные возможности в развитии творческих способностей художника. Но для того, чтобы художник научился эмоционально-выразительно создавать художественные образы, он должен прежде всего овладеть основами изобразительной грамоты — реалистическим рисунком, и в частности рисунком головы человека.

Стремясь помочь художнику познать особенности строения формы головы человека, методика предусматривает целый ряд последовательно усложняющихся учебных задач: рисунок гипсовой головы, в которой пластическая характеристика формы головы и ее деталей до предела обобщена, что помогает рисовальщику быстрее и лучше усваивать учебный материал. Затем следует рисование живой головы, где учащийся углубляет свои знания о закономерностях строения головы, и, наконец, переход к искусству портрета творчески закрепляет знания и навыки рисовальщика. Выполняя эти задания, рисовальщик каждый раз узнает новое о закономерностях строения формы головы, научается иначе смотреть на лица людей, приобретает навыки в искусстве портрета. Основные закономерности строения формы головы и правила построения изображения мы будем раскрывать в необходимой для учащихся последовательности.