5 часть

Молодому художнику необходимо запомнить характер работы мимических мышц лица.

Говоря о мимических мышцах лица, надо иметь в виду, что все они очень тонкие, особого влияния на пластику формы головы и лица не оказывают, они только сдвигают кожу, создают складки и морщины и тем самым выражают душевные состояния человека. Поэтому запомнить характер движения мимических мышц лица вполне можно по схематическим изображениям (рис. 129).

Передача эмоциональных состояний
Рисунок №129 — Передача эмоциональных состояний

Говоря о важности знания движений мышц лица, Леонардо да Винчи советует, прежде всего, запомнить основные, выражающие душевные состояния человека: «Движения частей лица, вызываемые душевными состояниями различны. Первые из них: смех, плач, крик, пение различными голосами — высокими или низкими, — удивление, гнев, радость, печаль, страх, страдание при мучении и тому подобные, о которых будет упомянуто.

Во-первых, о смехе и плаче, которые очень похожи в (движениях) рта и щек и в прищуривании глаз и отличны только в бровях и в промежутках между ними». В то же время Леонардо предупреждает: «Не делай лицо у плачущего с теми же движениями, что и у смеющегося, так как часто они похожи друг на друга, и так как на самом деле их следует различать, точно так же, как отличается состояние плача от состояния смеха. Ведь во время плача брови и рот изменяются при различных причинах плача, так как одни плачут от гнева, другие от страха, одни от нежности и радости, другие от предчувствия, одни от боли и мучения, другие от жалости и горя, потеряв родных или друзей. При этих плачах один обнаруживает отчаяние, другой не слишком опечален, одни только слезливы, другие кричат, у одних лицо обращено к небу и руки опущены, причем пальцы их переплелись, другие напуганы, с плечами, поднятыми к ушам; и так дальше, в зависимости от вышеназванных причин. Тот, кто изливает плач, приподнимает брови вместе их соединения, и сдвигает их вместе, и образует складки посередине над ними, опуская углы рта. У того же, кто смеется, последние подняты, а брови раскрыты и удалены друг от друга».

Более того, для более яркой и убедительной передачи душевных переживаний художнику необходимо знать, какие мускулы принимают участие при том или ином состоянии человека. Например, художник желает передать изумление. Он должен знать, что при этом состоянии брови человека у переносицы приподняты, рот полуоткрыт, глаза широко открыты. Лицевой мускул, наиболее действующий в этом выражении, — лобно-затылочный. Но к работе мимических мышц мы еще вернемся в главе о портрете.

Работу над автопортретом ведите также в двух направлениях — длительный рисунок и короткие зарисовки и наброски.

Короткие зарисовки и наброски, принуждающие художника к лаконичности графического языка, требуют выразительных средств изображения: где-то сочной экспрессивной линии, живописной (тоновой) прокладки эффектов светотеней в подчеркивании и выделении главного. В наброске помимо общего сходства попробуйте передать свое настроение — радость, грусть, сосредоточенность, плохое настроение и так далее. Академик В. Яковлев много делал коротких зарисовок, выражающих смех, злость, печаль, недовольство.

В овладении искусством рисунка, в формировании мастерства большую помощь молодому художнику может оказать работа пером. Рисунок пером очень дисциплинирует, способствует развитию руки, приучает художника к осмотрительности и ответственности, так как малейшая небрежность, неловкое движение руки дают кляксы, искажения рисунка формы. И не случайно с древнейших времен при обучении рисунку работе пером и кистью придавали особое значение.

Автопортретов, выполненных пером, довольно большое количество. В данном пособии мы приводим набросок пером (автопортрет) А. Герасимова (рис. 130).

А. М. Герасимов, автопортрет
Рисунок №130 — А. М. Герасимов, автопортрет

Поскольку работа рисовальщика над автопортретом идет в учебном плане, не торопитесь переходить к капитальной работе средствами живописи. Вначале овладейте рисунком, так как рисунок будет главенствовать и в живописи. Без крепкого рисунка не будет и живописного портрета, без рисунка вы не сможете достигнуть сходства, передать характер формы деталей. Поэтому, работая над автопортретом, параллельно ведите работу над портретом и других людей. Часть таких заданий, предусмотренных программой, вам придется выполнять на академических занятиях под руководством опытных педагогов, большую же часть, тем, кто хочет овладеть искусством портрета, придется решать самостоятельно; и здесь рисовальщик не только столкнется с трудноразрешимыми проблемами, но и узнает много интересного и увлекательного.