Основные закономерности строения формы головы человека

Форма головы человека чрезвычайно сложна и многообразна. У каждого человека есть свои неповторимые особенности в строении черепа и в пластической характеристике внешнего вида. В то же время общая форма головы, ее конструктивно-анатомическая основа имеет одинаковую для всех закономерность строения. Чтобы правильно изобразить голову человека, рисовальщику надо хорошо знать закономерность ее формообразования, пропорциональные соотношения частей целого и их взаимосвязь. Но самое главное, нужно научиться применять полученные знания в процессе построения изображения, а для этого необходимы многократные упражнения в усвоении этих навыков.

Обучение искусствам требует строгого соблюдения последовательности усложнения учебных задач и многократных повторений для овладения техникой. В этом отношении примером для нас могут быть музыканты и хореографы, обучающиеся своему искусству. У них каждый, казалось бы, небольшой момент исполнения, штудируется и штудируется до тех пор, пока ученик его не освоит. Например, пианист-педагог никогда не разрешит своему ученику исполнить музыкальное произведение только один раз. Он заставит ученика внимательно проанализировать каждую часть произведения, а наиболее сложные моменты исполнения выделит особо и потребует от ученика эти фрагменты повторять часами. Юная балерина отдельные фрагменты танца, в буквальном смысле слова, штудирует до седьмого пота.

У нас же часто учащийся просто выполняет рисунок, предусмотренный программой — рисунок гипсовой головы, рисунок живой головы, головы с плечевым поясом и так далее, без должного штудирования отдельных моментов построения изображения. Между тем в каждом учебном задании учащийся должен усвоить большой объем знаний и навыков, что нельзя сделать в процессе построения только одного рисунка. Здесь нужны специальные упражнения на усвоение принципа выявления большой формы, на линейно-конструктивное построение и так далее.

Учащийся обычно не выполняет такие упражнения, ему кажется, что раз он понял объяснения педагога, то закреплять это практически не обязательно с помощью специальных упражнений, все это можно сделать во время выполнения длительного рисунка. Но при выполнении рисунка таких сложных моментов построения изображения оказывается такое большое количество, что учащийся усвоить их просто не в состоянии. В результате он продолжает работать по-своему, используя ранее полученные знания и навыки, не продвигаясь вперед, не приобретая новые.

При изучении закономерностей строения формы головы и правил ее изображения на плоскости листа бумаги учащемуся необходимо, прежде всего, овладеть методами анализа и изображения общей формы головы, на основе которых протекает первоначальный этап построения изображения. Хотя этот этап работы в академическом рисунке длится очень короткое время, учащийся должен не только понять его содержание, но и усвоить на практике с помощью специальных упражнений.

Рассмотрим как можно подробнее сущность метода анализа и построения изображения обобщенной формы головы в рисунке.