2 часть

Итак, на данном этапе построения изображения головы Давида учащийся должен изучить определенный раздел анатомии, который поможет ему перейти от поверхностного восприятия формы и слепого копирования натуры к более углубленному анализу формы, поможет приблизиться к правдивому реалистическому изображению.

На первых этапах работы над рисунком линии проводятся очень легко, еле-еле касаясь карандашом или углем листа бумаги. Такое бледное изображение необходимо для того, чтобы иметь возможность вносить исправления и уточнения.

Выявляя линейно-конструктивную основу формы головы и ее основных частей, опираемся на конструктивную схему строения.

Поскольку голова больших размеров и перед нами сильный ракурс (мы смотрим на голову снизу), особое внимание должно быть обращено на правильную передачу перспективных явлений. Нижние площадки надбровья, носа, подбородка будут хорошо видны, линия разреза глаз по отношению переносицы опустится вниз, и надо точно зафиксировать в рисунке, в каком месте горбины носа она пройдет. Выявляя конструктивную основу формы носа, уточните, как расположится кончик носа по отношению выступа скуловых костей, как будут располагаться глаза и губы.

Когда будете пользоваться линейно-конструктивной схемой, построение старайтесь вести в темпе, чтобы на все предварительное построение изображения затрачивать не более 20—30 минут. Помните постоянно, что линейно-конструктивное построение является лишь начальным этапом работы над рисунком, оно не гарантирует рисовальщику абсолютно точного выражения формы. Точность и правильность достигается длительным анализом натуры, на протяжении всех часов рисования, на каждом новом этапе построения изображения должны вноситься коррективы и уточнения. Многие учащиеся, сделав более-менее верное построение изображения формы головы, считают себя вправе больше не возвращаться к проделанной работе. Между тем, начиная прорисовывать, например, форму глаза, ученик замечает, что выступ скуловой кости слишком близко находится от глазного яблока, но выправить ошибку не спешит, а потом и забывает о ней. В результате, когда педагог начинает проверять правильность построения рисунка, обнаруживается целый ряд грубых ошибок. Но если бы ученик все время следил за правильностью пропорционального соотношения частей и целого, за верностью выражения конструктивной основы формы как всей головы в целом, так и ее частей, то и ошибок он допустил бы меньше.

При распределении светотени на форме рисовальщик должен внимательно следить, чтобы плоскости, расположенные в пространстве под различными углами к лучам света, не были покрыты тоном одной силы. Для этого вначале должны быть проложены тени, затем перейти к полутеням, и, наконец, к светам.

Такой метод работы художники эпохи Возрождения считали обязательным. Леонардо да Винчи в главе «О наложении светов» в «Книге о живописи» писал: «Наложи сначала общую тень на всю ту заполненную ею часть тела, которая не видит света, затем клади полутени и главные тени, сравнивая их друг с другом».

По мере удаления предметов от источника света контрастность светотеневых отношений будет ослабевать, четкость рисунка формы также будет ослабевать и теряться. На переднем же плане детали будут хорошо видны, четко будет лепиться светотенью объем.

Тем, кто решил сделать рисунок с фоном, на данном этапе работы над рисунком можно его вводить, но старайтесь вводить фон постепенно, чтобы голова была изображена в пространстве (в пространственной среде). Где-то темный фон должен светиться, в каких-то местах, в особенности у теневых поверхностей гипсовой головы он должен быть темнее, а в целом фон должен уходить в глубину. Делать это надо одновременно с линейно-конструктивным построением. Наметив форму головы и ее деталей, сразу же устанавливайте пластически-пространственные связи тональными отношениями. Лицевая часть головы (нос, лоб, локоны) по тону должна быть светлее боковой (щеки, уха, свисающих прядей волос), а по отношению к последней фон за головой должен быть еще темнее.

Такой метод работы будет способствовать развитию тонкости восприятия тона и более осмысленному выражению формы в рисунке. Особо внимательно надо следить за градациями тона: в каком месте контрасты света и тени будут резче, а в каких более мягкими.

Приступая к детальной проработке формы светотенью, внимательно сверьте свой рисунок с натурой и только после этого начинайте вырисовывать подробности формы. Нажим карандаша на бумагу усиливайте постепенно.

Как надо вести рисование деталей? Определяя положение и характер формы ноздрей, проверяйте их по отношению слезников, скуловых костей, уха, уголков губ. Рисующий должен строго держаться правила — не рисовать по отдельности детали лица. Необходимо их тщательно связывать между собой. Такая связь помогает рисовальщику замечать в рисунке ошибки и исправлять их. Рисуя веки, следите, чтобы они облегали шаровидную форму глазного яблока, одновременно следите и за толщиной век. Внимательно наблюдайте и за перспективным изменением толщины века.

Практически это делается следующим образом: прорисовывая глаз, внимательно следим за нижним краем века, обрисовывающим глазное яблоко. Линия нижнего (внутреннего) края века должна подчеркивать округлую форму глазного яблока и слезника. Затем намечаем слезник и толщину века. Внимательно следите за тем, чтобы глаз в трехчетвертном повороте не был изображен фронтально. Нижнее веко не следует рисовать очень четко, надо, чтобы по тону оно было слабее верхнего, под которым обычно сосредоточена тень. Когда будете рисовать нос, внимательно следите, чтобы у вас в рисунке была показана толщина ноздри.

Губы рисуйте как можно мягче, не делайте резких очертаний бантика губ. Помните, что в том месте, где вы сначала намечали линией рисунок бантика губ, в натуре будет самая выпуклая часть, следовательно, на рисунке надо показать на краях губ свет, а не черную линию.

Желая передать материальность гипсовой головы, внимательно следите за рефлексами на деталях головы и за плавными переходами от света к полутону и от полутона к теням. На рисунке 79 дан пример удачного решения тональной задачи.

Учебный рисунок
Рисунок №79 — Учебный рисунок