Третья часть

Рассмотрим методику работы карандашом.

Методика использования тональных возможностей карандаша следующая. Вначале ученик работает карандашом очень осторожно, еле-еле прикасаясь к бумаге. Когда основной рисунок намечен и требуется уточнение формы, художник начинает усиливать нажим карандаша на бумагу. Затем он начинает делать акценты, давать карандаш в полную силу, добиваясь наибольшей выразительности.

Развитие техники, мастерства требует специальных упражнений. Техника не колдовство и не таит чудес, она сама собой не приходит.

Касаясь этого вопроса, И. Крамской писал: «Они думают, что техника висит где-то, у кого-то, на гвоздике в шкафу, и стоит только подсмотреть, где ключик, чтобы раздобыться техникой; что ее можно положить в кармашек, и, по мере надобности, взял да и вытащил».

Здесь нужна не только систематическая ежедневная работа, но и научная база, на основе которой ученик смог бы успешно овладевать техникой рисунка. О необходимости научного обоснования всех положений академического рисунка писал еще П. Чистяков: «А так как высокое искусство без науки не может быть, то и техника оного должна быть высокая, развитая на необходимых, прямо идущих к делу науках, ловко, энергично, вовремя и на месте применяемых. В искусствах смотреть на технику как на задачу, которую следует законно разрешить, — благородно».

Методические положения и их теоретическое обоснование наша советская педагогика разрабатывает на основе богатейшего опыта великих ученых-физиологов И. Сеченова и И. Павлова. В своей работе «Рефлексы головного мозга» Сеченов показывает, что все внешние выражения мозговой и психической деятельности обязательно проявляются в движении мышц. Даже оценка расстояний с помощью глазомера совершается также благодаря мышечному чувству. Комплекс импульсов, поступающих в мозг в результате деятельности мышц глаза, создает представление о форме предметов, их расстоянии друг от друга, характере и скорости их перемещений.

Из учения И. Павлова о высшей нервной деятельности мы узнаем, что рефлекторые процессы могут возникать у человека независимо от врожденности и наследственности. Они образуются в результате личного опыта и соответствующих условий. В то же время эти рефлексы исчезают и гаснут, если условия, при которых они образовались, устраняются и наоборот.

Иначе говоря, если художник, достигнув высокого мастерства, перестанет его поддерживать ежедневной работой, то это мастерство быстро исчезнет; и наоборот, если художник после небольшого перерыва станет усиленно работать над собой, то мастерство быстро восстановится. Поэтому не случайно все большие мастера рисунка с древнейших времен требовали от своих учеников ежедневной работы. Апеллес говорил — ни одного дня без линии. Ченнино Ченнини в «Трактате о живописи» записал: «Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе огромную пользу».

В технике нет необъяснимых моментов, нет никакой особой тайны, которая недоступна человеку. Техника вырабатывается путем специальных упражнений. Ее основные методические положения базируются на строго научных данных естествознания. Выработка технических приемов тесно связана с деятельностью нервной системы и головного мозга. Художник отрабатывает автоматизм действий руки так же, как пианист, который после долгих лет упражнений не делает усилий, чтобы следить за правильной последовательностью движений пальцев в пассажах.

Выработка необходимого навыка требует не только усидчивости, но и мобилизации воли. При формировании двигательных навыков в рисовании большую роль играет осознанная воля, управляющая движением. «Эта-то ярко осознаваемая возможность,— пишет И. Сеченов,— выражающаяся в словах “я хочу и сделаю”, и есть та неприступная с виду цитадель, в которой сидит обыденное учение о производительности». Говоря о технических навыках, о выработке мастерства, И. Сеченов указывает, что наука в этих вопросах могла бы во многом помочь: «Ведь и у музыканта и у скульптора рука, творящая жизнь, способна делать лишь чисто механические движения, которые, строго говоря, могут быть даже подвергнуты математическому анализу и выражены формулой».

Советские ученые в своих исследованиях приходят к мысли, что образование двигательного навыка проходит три фазы развития:

  1. изучение отдельных элементов движения и объединение ряда отдельных деталей в единое целое;
  2. устранение лишних движений и излишнего напряжения мышц;
  3. совершенствование двигательного навыка и уточнение координации движения и мышлений.

Рассмотрим эти три фазы на примере усвоения навыков штриховой техники рисунка.

Первая фаза — изучение отдельных элементов движения и объединение ряда отдельных действий в единое целое. Эта работа вначале представляет для обучающихся некоторую трудность: плохо слушается рука, штрихи не получаются параллельными, в особенности, если приходится работать, стоя у мольберта. Вместо того, чтобы держать карандаш на вытянутой руке и только мизинцем опираться на планшет, он зачастую держит карандаш, как ручку с пером, а на доску опирается всей рукой.

При постановке руки ученик должен усвоить следующее правило. Сидеть или стоять у мольберта надо на расстоянии вытянутой руки. Карандаш держать всеми пальцами, дальше от очинённого конца, причем карандаш надо держать в руках так, чтобы он постоянно был в движении. Опираться на планшет можно только мизинцем, а лучше — вообще не опираться. Такое положение руки дает свободу движения кисти. Этот навык будет очень полезен в занятиях живописью, так как там нельзя касаться рукой холста.

Неудачи у подавляющего большинства рисовальщиков можно объяснить следующими причинами. За неимением нужных навыков в движениях рука пускает в ход уже имеющиеся в ее распоряжении навыки и действия (умение писать, чертить, тушевать). Причем интересно отметить, что приемы подбираются самые разнообразные, но уже много раз проверенные, движения наиболее легкие из имеющихся в двигательном опыте.

Необходимые навыки приобретаются посредством упражнений, в процессе которых навык формируется, закрепляется и автоматизируется. Такие упражнения приучают студента работать в определенной системе и сознательно. Когда учащийся научится твердой рукой проводить серию штрихов и линий, развитие навыка должно перейти во вторую фазу.

Вторая фаза — устранение лишних движений и излишнего напряжения мышц. Несмотря на то, что учащийся научился проводить параллельные штрихи и линии, рука его все еще очень скована, почти не сгибается в кисти, пальцы плохо держат инструмент. На этой стадии, прежде всего, необходимо добиться подвижности кисти. Кисть руки должна быть совершенно свободна в своих движениях, как у скрипача, пианиста, хирурга, тогда сразу же исчезает напряжение в плече и в пальцах. Карандаш, который учащийся держит в руках, должен быть постоянно в движении. При перемене направления штриха, выявляющего форму, должен менять свое направление и карандаш. Лист бумаги и корпус рисовальщика остаются в покое, в движении только карандаш и кисть руки.

Чтобы правильно методически решить эту задачу, необходимо знать те причины, которые мешают начинающему овладеть техническим приемом в новом практическом действии. При работе новичка над передачей средствами рисунка формы и объема, прежде всего, обращает на себя внимание общая закрепощенность всего тела и вовлечение большего, совершенно ненужного для данного движения количества мышц. Это явление (излишнее напряжение) вполне закономерно, оно связано с широкой иррадиацией нервного возбуждения по коре головного мозга. В дальнейшем процесс освоения нового упражнения сводится к постепенному исключению лишних статических напряжений и движений. Для этого необходимы специальные упражнения, содержащие комплекс различных движений. Возможно, на этой стадии развития навыка целесообразно применять копирование с образцов как наиболее простую работу.

Например, копируя рисунок классического образца, ученик вначале как бы механически повторяет движения рисовальщика, но в то же время он видит и запоминает, как штрихами можно убедительно подчеркнуть форму, выразительно передать объем.

Когда ученик достиг некоторой свободы движения руки, овладение техникой переходит в третью стадию

Третья фаза — совершенствование двигательного навыка. Рисуя с натуры, учащийся обязан, прежде всего, думать о закономерности строения натуры и законах изображения ее на плоскости, поэтому всю предыдущую работу необходимо довести до степени автоматизма. Автоматизация навыка сводится к тому, чтобы начинающий художник приучался без особого напряжения сознания в момент анализа натуры применять соответствующий прием работы. У музыкантов начинающий, соблюдая ритм, вначале считает вслух, затем с помощью метронома и, наконец, научается удерживать ритм без всяких усилий. В нашем деле это также необходимо. Например, следя за изменением пластической формы, рисовальщик автоматически должен менять на рисунке направление штрихов, класть их по форме. Этим он не только будет лепить объемно-пластическую форму, но и подчеркивать зрителю ее характер, делать изображение более убедительным и выразительным.