Четвёртая часть

Совершенствование и закрепление последней фазы развития технических навыков должно проводиться обязательно на уроках рисования с натуры.

После многократных повторений, когда трудовой процесс заучен в достаточной мере, он совершается совершенно автоматически. Но это не значит, что навыки возникают сами собой. Для образования действительно профессиональных навыков требуется систематическая и ежедневная работа.

Помимо такого, чисто физиологического влияния, на карандашную технику влияет характер затачивания карандаша. Остро отточенный грифель дает возможность художнику четко прорисовывать мелкие детали формы и создавать строгий и тонкий рисунок. Примером может служить рисунок Энгра (рис. 177). Кругло отточенный грифель рождает красивую и выразительную линию и помогает художнику добиваться живописных эффектов. Плоско отточенный грифель дает возможность проводить и тонкие и широкие линии, и требует своей техники работы.

Наиболее простой, и пожалуй, наиболее доступной формой обучения технике рисунка является разбивка изучаемой техники на отдельные звенья с последующим их объединением в целостный процесс. В этом отношении интересна была методика обучения штриховой технике рисунка у Жюльена. Обучение начиналось с нанесения штриховки с последовательным усилением тона, затем изображение геометрических тел — прямолинейных и округлых, после этого рисование частей человеческой головы — глаз, носов, ушей, затем маски и, наконец, всей головы.

Техническое мастерство совершенствуется в результате ежедневной систематической работы. Уже в школьные годы молодой художник должен приучить себя к такой работе. Весьма показательна в этом отношении работа музыканта. Отдельные пассажи, рулады он отшлифовывает часами. Если он перестает заниматься этой работой, то его профессиональное мастерство понижается. Всемирно известный пианист-композитор Антон Рубинштейн говорил: «Если я один день не играю, то я это замечаю сам. Если я два дня не играю, то это замечают мои друзья. Если же я три дня не играю, то это замечает публика».

Как у пианиста сложнейший пассаж кажется легким, простым, как бы воспроизведенным шутя (на деле же является результатом многолетнего упорного труда), так и техника рисунка у художника помимо врожденного таланта требует огромной ежедневной работы. Техника владения рисовальными материалами не должна сковывать творческого процесса молодого художника, он должен направлять все внимание на яркое, убедительное воспроизведение образа (рис. 172).

Чтобы упражнения достигали цели, они должны удовлетворять следующим требованиям:

  1. Учащемуся необходимо ясно представлять себе, чего он должен добиться в результате упражнений: тщательности, скорости и так далее.
  2. После каждого отдельного упражнения он должен знать его результаты, чувствовать свое продвижение, знать, чего он достиг и какие недочеты или ошибки ему остается еще преодолеть.
  3. Упражнения должны быть как можно разнообразнее, то есть не ограничиваться изучением только одного вида техники рисунка; ученик должен ознакомиться с самыми различными техническими приемами работы. Различные упражнения не только усиливают интерес к рисованию, но и углубляют понимание рисунка вообще, так как через различие форм работы сильнее подчеркивается общность и единство принципов построения реалистического изображения.
  4. В создании прочного и устойчивого навыка в изобразительном искусстве большое (если не решающее) значение имеет количество упражнений. Чем сложнее навык, тем больше требуется упражнений. В вопросе о количестве упражнений следует избегать двух крайностей:

    а) недооценки упражнений и как следствие этого поспешного перехода от одного этапа работы к другому;

    б) излишне большого количества упражнений на отдельные приемы работы, которые часто приводят к стилизации, усвоению чужой манеры.

  5. На образование правильного и устойчивого навыка влияет не только количество упражнений, но и распределение их во времени.
  6. В упражнениях нужно ставить каждый раз одну какую-либо трудность, один какой-либо элемент сложного технического навыка. Не следует преодолевать одновременно две или несколько трудностей. Прежде чем приступить к упражнению в каком-либо сложном навыке, надо хорошо усвоить те элементы, из которых складывается данный технический прием.
  7. К каждому последующему навыку надо переходить тогда, когда твердо усвоены предыдущие навыки, на которые этот последующий опирается.