3 часть

Меткость глаза, уверенность руки — все говорит о великом рисовальщике, который не делает ни одной лишней линии. Здесь есть чему поучиться молодому художнику. Посмотрите, как, создавая поясной портрет, художник переводит взгляд зрителя с позы портретируемого к лицу, а от него к глазам, на которых и заставляет зрителя остановить все свое внимание. В автопортрете Дюрера мы видим, что художник, уловив главное в общем характере головы и основных деталей, не стал тщательно моделировать форму тоном, а ограничился достигнутым, решив и композиционную, и смысловую задачу.

Продумав идейное содержание и композиционное решение автопортрета, приступайте к его осуществлению, согласно уже усвоенным правилам и законам. Проработка деталей головы должна следовать строгой методической последовательности построения изображения от простого к сложному, в особенности при работе над автопортретом.

При работе над автопортретом, помимо соблюдения общей методической последовательности построения изображения, художнику необходимо научиться управлять своим восприятием. Представляя в общих чертах конечный результат работы над автопортретом, рисовальщик в одном случае должен воспринимать отражение в зеркале как средство, помогающее ему уточнить общую образную сторону рисунка, в другом — как контрольный эталон, помогающий проверять правильность построения формы головы как в целом, так и каждой ее части (детали). Совмещение этих двух моментов восприятия позволит художнику приблизиться к полноценному художественному образу, иначе говоря, непосредственное восприятие в ходе построения изображения должно вступить в тесный контакт с процессом мышления и тем самым помогать формироваться полноценному реалистическому зрительному образу.

Делая законченный рисунок, не стремитесь к излишней проработке мелких деталей. Если в лаконичной трактовке формы вы добились успеха — уловили портретное сходство и добились выразительности,— рисунок следует прекратить. Примером такого лаконичного рисунка может служить автопортрет Дюрера (рис. 119), хотя Дюрер всегда любил детальную проработку формы. Конечно, сегодня художник может найти другие средства выражения, и мы не призываем современного художника рабски следовать великому мастеру, копировать его манеру рисования, но изучение наследия прошлого поможет понять и освоить искусство портрета.

При длительном штудировании внимательнее следите за правильностью перспективного построения формы как всей головы, так и ее деталей. В этом отношении весьма показателен автопортрет В. Серова (рис. 121). В эти годы Серов еще учился в Академии художеств и общался с П. Чистяковым, и в данном рисунке влияние Чистякова ярко проявляется, достаточно сравнить этот рисунок с рисунком Савинского (рис. 122).

В. Е. Савинский, художник Л. И. Саллос
Рисунок №122 — В. Е. Савинский, художник Л. И. Саллос

Здесь мы видим и метод «поверки» направления основания плоскостей в пространстве по отношению вертикали и горизонтали, и логическую взаимосвязь деталей, где каждая деталь рисуется не по отдельности, а увязывается с другими, и моделировка формы тоном идет не методом пассивного копирования светотени, а сознательным построением объема на плоскости.

Раскрывая систему «поверочного рисования», И. Репин описал ее следующими словами: «После его [Чистякова] урока рисования с гипсовой головы на первый раз, для удобства и простоты, он объяснил нам систему своего рисования. Она заключалась в перспективе плоскостей головы. Встречаясь на черепе, эти плоскости, т. е. границы этих плоскостей, образовали сеть на всей голове, что и составляло основу рисунка головы. Особенно интересной получалась перспектива встреч этих плоскостей. Дробясь и разбиваясь в разные детали головы, эти плоскости совершенно правильно определяли величину этих деталей до меньших плоскостей, и голова получала верный каркас, во всех возвышенностях и углублениях целой головы. Она получалась стройная, рельефная. При этом торжествовало правило, что рельеф зависит не от тушевки, во что так верят все начинающие, а от линий этих правильно построенных оснований. Перспектива всякой детали от верного основания необыкновенно математически держит весь ансамбль головы. И даже странно видеть, как голые линии неумолимо лезут вперед, если они поставлены на своем месте».

Когда вы переходите к выявлению объема средствами светотени, то строже лепите форму как всей головы, так и каждой ее части, внимательнее передавайте пластику своего лица. Пристальнее наблюдайте переходы одной поверхности формы в другую и не забывайте о конструктивно-анатомической структуре. В этом плане примером может служить автопортрет В. Яковлева (рис. 123). Посмотрите, как внимательно художник выявляет костную основу черепа, выступы лобных костей, скуловых, подбородка. С какой тщательностью он прорабатывает веки, слезники, форму носа, носогубные складки, губы. Карандаш художника лепит форму очень четко и ясно, здесь нет хаотического нагромождения линий и пятен, все логически осмыслено и оправдано.

В. Н. Яковлев, автопортрет
Рисунок №123 — В. Н. Яковлев, автопортрет

При работе над автопортретом особое внимание обратите на моделировку формы лба. Структуру формы лба в рисунке не всегда удается выразить достаточно убедительно. Даже такой замечательный портретист, как Серов, всегда мучился с этой задачей. В своих воспоминаниях о Серове И. Грабарь записал: «Вот лба, например, совсем не понимаю. Про лоб мне Серов говорил еще однажды, значительно позднее в Москве, снова повторив, что он ему не удается. Ведь вот все понимаю, а лба нет. И действительно, внимательное наблюдение над лбами серовских портретов приводит к заключению, что строение лба он чувствовал менее уверенно, чем всю остальную маску лица, но в своем постоянном недовольстве собою он сильно сгущал краски».

Почти во всех пособиях и высказываниях художников об искусстве портрета, мы находим указания на необходимость развития у себя зрительной памяти и образного представления, меньше смотреть на натуру, а больше на свой рисунок. При работе над автопортретом это необходимо художнику в себе развивать. Если первое время вы не сможете использовать свою зрительную память, то попробуйте применить следующий прием: начав рисовать автопортрет и получив начальную стадию изображения, которую вы намериваетесь конкретизировать и уточнять, переверните зеркало от себя и продолжайте рисунок по памяти. Когда вы почувствуете, что плохо запомнили характер формы, поверните зеркало к себе, но не рисуйте, а только внимательно рассмотрите форму и запомните ее характерные особенности, затем опять переверните зеркало от себя и продолжайте рисунок дальше по памяти. Повторите эту процедуру несколько раз, полученный навык поможет вам в дальнейшем успешнее справляться с работой над парными и групповыми портретами.

При моделировке формы тоном и передаче материальности старайтесь добиваться реальной выразительности фактуры — локонов волос, головного убора, одежды и так далее. В автопортрете Альбрехта Дюрера мы чувствуем фактуру его одежды (рис. 113); в автопортрете Адольфа Менцеля (рис. 124), мы ощущаем металл оправы его очков.

А. Менцель, автопортрет
Рисунок №124 — А. Менцель, автопортрет

При изучении наследия великих мастеров прошлого, чтобы лучше понять художника, полезно сопоставить несколько его работ вместе. Например, сопоставляя автопортреты К. Брюллова (рис. 125 и 126), мы можем проследить за изменением технических приемов работы над рисунком, за разницей трактовки формы, за моментами проникновения в психологические тайники художника.

Используя формы и методы графического языка, достижения портретного искусства художников прошлого, не бойтесь, что вы станете подражателями давно ушедшего времени, художниками, чуждыми нашему веку. Человек XX века не в состоянии мыслить и чувствовать точно так же, как человек XVII—XVIII веков. Сегодня уровень мировоззрения и познания мира у человека совершенно иной, чем у людей столетней давности, даже пятьдесят лет тому назад люди мыслили и воспринимали мир иначе. В 30-е годы многие даже не могли себе представить, что человек сможет улететь в космос и спуститься на поверхность Луны, а сегодня это — реальная действительность. Современный портретный жанр при всем желании следовать старым традициям не может трактоваться точно так же, как сто лет назад.

К. П. Брюллов, автопортрет
Рисунок №125 — К. П. Брюллов, автопортрет

К. П. Брюллов, автопортрет
Рисунок №126 — К. П. Брюллов, автопортрет