6 часть

Однако очень важно при создании портрета и первое впечатление художника. Первое зрительное впечатление является наиболее сильным в восприятии натуры, часто служит толчком к решению творческих задач. Здесь перед рисовальщиком встает очень сложная задача: с одной стороны, рисунок надо выполнить грамотно, с соблюдением всех правил и законов; с другой — первое эмоционально-образное впечатление хотелось бы донести до зрителя, чтобы выразить себя как художника. Как же здесь поступить? Начинать ли рисунок с изображения линейно-конструктивной схемы и от нее идти к выявлению образа, как это мы уже делали при рисовании живой головы, или, наоборот, от эмоционально-образного наброска идти к строгой академической моделировке формы? Ни то, ни другое. В данном случае при рисовании портрета надо идти дальше, обучаясь опыту художественно-творческой деятельности.

При работе над портретом художнику уже не требуется неподвижного состояния натуры, как это было нужно студенту при выполнении учебного рисунка живой головы, здесь, наоборот, «каменное лицо» будет мешать художнику решать портретную задачу. Живое, подвижное лицо портретируемого помогает художнику уловить наиболее характерные черты лица, его выражения, правильнее прорисовать форму каждой детали. В данном случае метод работы рисовальщика должен быть близок методу работы скульптора, который при лепке портрета следит за силуэтом головы, за характером формы деталей с различных точек зрения.

При работе над портретом не следует начинать рисунок с вычерчивания схемы строения головы. Эта схема должна оставаться в сознании рисующего и служить лишь камертоном для проверки правильности построения изображения. Если учащийся не может обойтись без изображения схемы, следует вернуться к ее осмыслению и закреплению в памяти. Психологи указывают, что процесс запоминания и прочность сохранения в памяти воспринятой информации, в том числе и зрительной, связан с процессом мышления. Следовательно, надо еще раз внимательно просмотреть рисунки 32, 38, 39, 41 и постараться мысленно воспроизвести их схему, наблюдая головы людей в метро, трамвае, автобусе и троллейбусе, а затем сделать серию набросков с живой головы, но уже без применения схемы.

Начиная рисунок с живого эмоционально-выразительного наброска, где главная задача уловить портретное сходство, исходить нужно из анатомической структуры формы головы, но не вообще, а данной головы. Однако методика работы в длительном рисунке над портретом остается прежней — рисунок наносится вначале очень легко, не нажимая карандашом на бумагу. Здесь надо иметь в виду, что, улавливая какие-то моменты характеристик портретируемого, первое эмоциональное впечатление может быть и ложным, в дальнейшем все может оказаться далеким от действительности.

Большую роль в эмоциональном восприятии портрета играет характер освещения. В одном случае свет помогает выразить объемную пластику формы лица и создает одно впечатление; в другом растворяет четкость светотеневой лепки форм деталей и создает совершенно другое впечатление. Касаясь этого вопроса, Жан-Доминик Энгр писал: «Портрету часто недостает сходства, потому что для него дурно позировали при дурном расположении света и тени, так что бывает трудно узнать оригинал, если видели его в том же месте, где с него писали. Чтобы достигнуть сходства надлежащим образом, надо долго проникаться лицом, которое хотят написать, рассматривать его досыта со всех сторон и посвятить этому даже первый сеанс. Кроме того, есть лица, которым больше подходит анфас, другим — в три четверти или сбоку, некоторым профиль. Одни требуют много света, другие производят больше впечатления, когда есть тени, особенно худые лица, которым нужно положить тени в углублениях глаз, что придает голове более эффекта и выразительности. И для этого надо дать освещение сверху и в небольшом количестве».

Поэтому, начиная рисунок портрета, еще раз проверьте, хорошо ли освещена натура, достаточно ли ясно читается форма основных деталей головы, будет ли при данном освещении правильно выражена в рисунке форма головы, не следует ли сзади натуры создать соответствующий фон (нейтральный или пространственный).

Работая над портретом, не следует забывать, что художественный образ возникает постепенно, формируется в процессе длительного изучения человека, отбора из огромного количества признаков и деталей наиболее типичного и характерного для данного человека. Поэтому то, что удалось верно подметить в трактовке образа, можно утвердить и закрепить не очень сильным нажимом карандаша на бумагу, что не соответствует действительности, выправить, а остальное надо напряженно искать.

Развивать чувство формы, способность улавливать малейшие отклонения в пластической характеристике формы надо не во время набросков, а во время работы над длительным рисунком. Обычно эти задачи относят к работе над набросками и короткими зарисовками, но практика показывает, что наибольшие успехи в этом направлении молодой художник делает во время работы над длительным рисунком. Правда, здесь надо художнику несколько напрячь свое внимание и свою волю. Обычно художник, выявив форму основными градациями светотени, считает, что он сделал все для него возможное, но ему надо напрячь свое внимание и посмотреть, как лепится форма в свету. Пластическая характеристика формы в свету читается довольно ясно, надо только напрячь свое внимание. Умение сосредоточить внимание на более тонких нюансах рождает у художника творческую инициативу и формирует у него художественный вкус.

Приступая к детальной моделировке формы, внимательно следите за характерными особенностями отдельных частей формы — крыльев носа, строения губ, ушной раковины и самое главное — за характером выражения глаз.

Рисуя глаза, внимательно наблюдайте их выражение. В глазах отражается душевное состояние человека. Недаром народная поговорка гласит: «Глаза — зеркало души».

Говоря о портретном сходстве, Леонардо да Винчи считал, что сходство человека можно достигнуть тогда, когда художник изображает глаза портретируемого на уровне наших глаз: «Тот, кто срисовывает рельеф, должен пристроиться так, чтобы глаз срисовываемой фигуры был наравне с глазом того, кто срисовывает. Это же следует делать в случае одной головы, которую ты должен срисовать с натуры. Так как обычно у фигур, или людей, которых ты встречаешь на улицах, у всех глаза расположены на высоте твоих глаз, и если бы ты их сделал выше или ниже, то ты увидел бы, что портрет твой выходит непохожим».

При работе над портретом старайтесь больше наблюдать, не ограничивайтесь рассмотрением головы только с выбранной вами точки зрения, а постарайтесь рассмотреть ее со всех сторон и увидеть то новое, наиболее характерное, чего вы вначале не заметили.

Детально моделируя форму и проверяя объемно-конструктивную слаженность рисунка, одновременно старайтесь обращать внимание и на эмоциональную выразительность своего рисунка, на красоту и выразительность штриха, линии, прокладки тона. В данном случае речь идет о той необходимой способности, которая должна проявляться непосредственно у каждого художника силой его таланта, интуиции, природной одаренности. Например, вы пишете в живописной мастерской этюд головы. Ваш сосед составляет цвет и тон для фона, точно такой же, как и у вас, но когда вы оба проложили этот фон на полотне, то заметили, что сосед ваш этот фон проложил серией очень красивых и выразительных мазков, а у вас мазки получились вялыми, инертными. Но чтобы выразить себя, вы же не копируете манеру соседа, а ищете себя, и проходит время, и у вас появляется своя манера и техника письма.