7 часть

Поскольку данное пособие должно давать советы, мы не призываем начинающего художника «ждать у моря погоды», когда наконец его посетит вдохновение; не советуем и копировать чужую манеру, у каждого художника должна быть своя манера, свое лицо; а чтобы этого быстрее добиться, можно посоветовать следующее:

  1. Внимательно анализируйте красоту и изящество одной и той же техники у разных художников, но не копируйте их рисунки, а только внимательно анализируйте их манеру, способы и используемые ими эффекты. Например, как использовали технику угольного рисунка великие мастера, как они использовали тон в рисунке.
  2. Внимательно наблюдайте и изучайте натуру, но не ограничивайтесь поверхностным наблюдением, старайтесь понять закономерность строения формы. П. Чистяков своим ученикам советовал: «Законы, на которых стоят все изящные искусства, всегда были, есть и будут одни и те же. Потому что они лежат в самой сущности природы, откуда избранный, любящий свое дело художник их черпает, постоянно стараясь изучить, понять и их подчинить по возможности своей воле и создать что-либо новое, изящное».

Поскольку портретная характеристика часто требует от художника передачи мельчайших форм (морщин), в особенности при изображении людей преклонного возраста, мы посчитали необходимым ознакомить с закономерностью расположения морщин. Складки кожи (морщины) появляются при постоянном сокращении мимических мышц лица и при потере кожей эластичности. При всем разнообразии форм морщин в их расположении можно отметить общую типичную для большинства людей закономерность, которая наглядно показана на рисунке 146. Эту закономерность подмечали и старые мастера.

Схема расположения морщин
Рисунок №146 — Схема расположения морщин

На портретную характеристику большое влияние оказывает особенность распределения волосяного покрова на голове. Но здесь речь идет не о случайных распределениях прядей волос, а об особенностях роста волос. Беря за основу линейно-конструктивную схему, мы замечаем, что у одних волосы растут ниже линии покрова волос и распределяются по всей форме лба, вплоть до висков; у других от линии покрова волос идут вверх, образуя залысины; у третьих, расположенных к раннему облысению, занимают лишь половину головы. И как бы с годами не изменялся человек, как бы ни выпадали у него волосы, следы естественного роста волос всегда остаются, и они хорошо видны у каждого человека. Передача этих особенностей роста волос помогает художнику добиваться большого портретного сходства.

В связи с затронутым вопросом необходимо несколько слов сказать и о бровях. Брови придают особую выразительность лицу, а нависающие брови над глазами и падающая от них тень повышают выразительность глаз.

Брови располагаются на выступающей части надбровных дуг и имеют свою закономерность, а именно: начало бровей (головка) располагается у переносья, у некоторых людей они срастаются, средняя часть и конец бровей чуть-чуть поднимаются над выступом надбровных дуг. У мужчин брови, как правило, гуще, чем у женщин. Характер формы и величина бровей оказывают сильное влияние на характеристику образа человека.

Изменение формы и подвижность бровей в основном зависят от действия мимических мышц лица. Так, например, брови приподнимаются вверх, когда человек чему-нибудь удивляется, и сокращаются лобная мышца и мышца, сдвигающая брови. При выражении печали и боли головки бровей поднимаются вверх, на лбу образуются поперечные складки, а в промежутке бровей — вертикальные. При сокращении верхней половины круговой мышцы глаза брови опускаются, и на лице человека появляется выражение серьезной задумчивости. При сокращении пирамидальной мышцы кожа межбровного промежутка опускается вместе с бровями вниз и на лице человека появляется выражение злобы.

В образной характеристике портретируемого большую роль играют губы. Губы человека часто бывают очень выразительны, и за разнообразием их форм художнику надо внимательно следить, чтобы передать в рисунке их характерную особенность. Губы бывают тонкие или широкие (пухлые). Нижняя губа может быть полной и выступать вперед, в то время как верхняя губа — тонкая. Может быть и наоборот: верхняя губа пухлая и выступает вперед, а нижняя — тонкая.

Линия разреза рта также бывает разнообразного рисунка; у одних нижний край верхней губы рисует бантик, состоящий из трех симметрично расположенных частей; у других между губ образуется прямая линия; у третьих она оказывается скошенной.

Углы рта у одних бывают приподняты, у других — опущены; у одних они заканчиваются небольшими бороздками, у других — круглыми ямочками.

Это разнообразие губ мы можем проследить и на рисунках художников. Рубенс в женском портрете изображает губы, сложенные сердечком (рис. 147). Йорданс в портрете старой женщины линию разреза губ смазывает, так как форма губ деформировалась, и они провалились внутрь (рис. 95). В рисунке Клуэ губы Елизаветы Испанской изображены с четкой линией разреза губ, губы тонкие, слегка приподнятые и заканчиваются на концах ямочками. Сходство в портрете достигается подчеркиванием неповторимых индивидуальных черт лица, индивидуального своеобразия деталей — крыльев носа, губ, век и так далее.

П. П. Рубенс, портрет молодой дамы
Рисунок №147 — П. П. Рубенс, портрет молодой дамы

Работая над портретом, художник должен выражать в рисунке объективную правду, не впадая ни в натуралистическую копировку, ни в неоправданную утрировку. Образ в портрете требует длительной и напряженной аналитической работы. Характеристика формы головы и ее деталей должна быть предельно точной и выразительной.

Говоря об общих требованиях к портрету, И. Крамской писал, что выполняя портрет, художник должен быть объективен, не привносить того, чего нет у портретируемого: «Конечно, портретист обязан ничего не вносить своего в концепцию портрета, а должен, как строгий ученый, объективно, спокойно и точно наблюдать и принимать выводы из данных, каковы бы они ни были».

Такие требования к портрету мы находим почти у каждого крупного художника. Так, например, Эжен Делакруа писал о портрете: «Напротив, в портрете художник должен прежде всего верно передать черты человека, в особенности если речь идет о человеке известном, как например, Наполеон, и каждый имеет возможность сравнить изображение с оригиналом. Художник должен вдохнуть жизнь в свое изображение и на немой поверхности придать ему движение и рельеф. Вместе с тем он должен показать все, что окружает этого человека, все вплоть до мельчайших деталей, не отвлекая при этом внимания от его лица».

Сила выразительности образа в портрете заключается, прежде всего, в его реальной достоверности. Портреты, созданные великими художниками прошлого, это, прежде всего достоверные, документальные факты духовной жизни людей определенной эпохи и времени, по ним мы знакомимся с обликом и характером интересующего нас человека.