4 этап

Четвертый этап (рис. 105) — передача материальности и подведение итогов работы — обобщение.

Этот этап работы является самым трудоемким и длительным. Здесь студент должен довести рисунок до определенной завершенности, показать не только как он усвоил учебный материал, но и раскрыть свои творческие возможности. В рисунке живой головы от художника требуется не только правильность, но и выразительность. Выразительность рисунка повышается тогда, когда художник, моделируя форму тоном, одновременно передает и материальность. Например, если студент правильно изобразит форму и характер глаз натурщика, но не передаст блеск в глазах, его рисунок будет маловыразительным. Если же художник, изображая глаз, передаст фактуру ресниц и кожи, а также блеск увлажненного глаза, то выразительность рисунка намного повысится (рис. 106, 107).

Четвёртый этап работы над рисунком головы
Рисунок №105 — Четвёртый этап работы над рисунком головы

Учебный рисунок
Рисунок №106 — Учебный рисунок

Таблица из пособия Жульена
Рисунок №107 — Таблица из пособия Жульена

Блеск глаз объясняется тем, что глазное яблоко всегда смочено слезною жидкостью. Если художник этого не передаст в своем рисунке, то он не добьется убедительности и выразительности живого человеческого глаза.

Моделируя форму и передавая материальность, постепенно усиливаем силу тона на волосах, бровях, усах, а также на пиджаке. Это поможет показать особенности фактуры лица, волос, костюма. Передавая материальность, старайтесь точнее выражать в рисунке пластическую характеристику формы, не пугайтесь появляющейся пестроты рисунка. П. Чистяков в таких случаях говорил ученикам: «Итак, в процессе всей работы, переходя с одного места на другое, держи в глазу всю фигуру, не стремись сразу к общему, а вникай в детали, не бойся первоначальной пестроты, обобщить ее не так трудно, было бы что обобщать. Стремление передавать форму, ее объем сделает твою линию, штрих живым и выразительным. Рисунок должен быть тонально выдержан, а потому следует брать верные отношения от самого темного до самого светлого, связав их с фоном».

На последнем этапе надо подвести итоги проделанной работы. Проверить общее состояние рисунка. Подведение итогов работы начинается с проверки и уточнения пропорций головы, характера формы, убедительности выражения объема и правильной передачи тональных отношений.

Прежде всего, надо проверить слаженность рисунка. В процессе детальной проработки формы вы могли сбить рисунок, детали могли потерять должную взаимосвязь между собой, анатомическая структура могла потеряться за тональной моделировкой формы; возможно, в каких-то местах ее надо подчеркнуть штрихами, а по контуру подчеркнуть выразительной линией. Необходимо проверить также характер формы каждой детали, чтобы они не только правильно выражали общую структуру формы головы, но и подчеркивали образную характеристику человека.

Затем надо проверить правильность решения тональной задачи. Здесь необходимо еще раз отметить самое темное и самое светлое места в натуре и от них, сопоставляя полутона, привести рисунок к общей цельности. Необходимо обратить внимание на степень проработки деталей (рис. 103).

В работе над частями головы легко можно нарушить целостность рисунка. Ухо, например, может получиться слишком светлым. Лобная часть — излишне раздробленной морщинами и затемненной. Губы — резко очерченными и так далее. Чтобы избежать этого, надо проделать завершающий этап работы, который заключается в приведении всех частей головы к единому целому. Там, где форма излишне раздроблена, ее следует обобщить, свет сделать цельным, равномерно убывающим по мере удаления от источника света, теневые части погрузить в тень так, чтобы они не выходили из общей тональности. По четкости рисунка детали дальнего плана должны быть менее проработаны, переднего — более.

Подводя итоги проделанной работы, надо проверить, чтобы рефлексы не оказались в одной силе со светом, перечерненные тени не делали «дыр», контрасты света и тени на дальнем плане не «лезли» вперед. Чтобы легче было увидеть все эти недочеты, следует почаще отставлять рисунок на расстояние.

Заканчивая разговор о методической последовательности работы над рисунком живой головы, надо заметить, что вначале вы будете грубо членить этапы работы и много времени затрачивать на каждый, в дальнейшем эта градация исчезнет, каждый этап будет проходить быстрее, но методика работы сохранится.

Усвоение методической последовательности построения изображения дает возможность начинающему рисовальщику работать уверенно, без срывов, зная, как должен решаться каждый этап в отдельности и все вместе. Приобретая профессиональный опыт работы над рисунком, молодой художник приобретает опыт предвидения конечного результата. Но опыт предвидения приобретается с помощью педагога, в результате поэтапного усвоения всего процесса построения изображения, а не самопроизвольно, как это думают некоторые.

Советский психолог Б. Ломов пишет: «Умение предвидеть не является, конечно, некоторым натуральным качеством человека. Оно формируется в процессе накопления профессионального опыта. Этому умению можно и нужно обучать. Рациональное планирование деятельности предполагает не только анализ условий, в которых она протекает, и предвидение хода управляемого процесса, но также и оценку человеком его собственных возможностей, т. е. самооценку, и определение оптимальных путей использования своих резервов».

После серии рисунков живой головы следует сделать ряд рисунков головы с плечевым поясом. Начинать нужно с открытого (обнаженного) плечевого пояса. Это необходимо для того, чтобы усвоить закономерность связи головы с плечевым поясом.

При выполнении таких рисунков особое внимание обращайте на пластическую характеристику шеи и плеч. Вначале определите положение головы по отношению шеи и плеч, то есть правильно «установите» цилиндр шеи на ромбовидной площадке плечевого пояса. Затем определите пластическую характеристику грудино-сосцово-ключичной мышцы с правой и с левой стороны. Проследите за расположением ключиц и акромиальных отростков. По отношению яремной ямки проверьте положение торса (грудной клетки) и головы. Если натуру найти не удастся, то такое задание можно выполнить, рисуя себя с помощью зеркала. Когда этот учебный материал будет хорошо усвоен, можно переходить к поясному изображению человека.

Параллельно с работой над длительным рисунком необходимо постоянно делать наброски и короткие зарисовки с живой головы человека. Такие наброски необходимы не только для закрепления знаний и навыков в изображении головы человека, но и для развития способности передавать в рисунке реальную жизнь.

Если художник будет давать фотографические кадры, изображающие тот или иной момент, взятый из жизни, застывшим, мертвым, — никакого искусства не будет. Художник-реалист должен уметь изображать человека в движении, во всей его красоте. Работа над длительным рисунком заставляет студента внимательно и методически последовательно строить изображение с помощью вспомогательных линий — осевых, конструктивных, дополнительных. Главное внимание в длительном учебном рисунке студент обращает на законы строения формы и правила построения реалистического изображения на плоскости. Причем в учебном рисунке эту работу студент проводит с помощью педагога, под его непрерывным наблюдением. Раскрывая различие между учебным и творческим рисунком, мы указывали, что они имеют разную направленность. Учебный рисунок создается во имя приобретения знаний и навыков, в длительном учебном рисунке учебно-познавательные задачи преобладают над творческими. В творческом рисунке, наоборот, он создается на основе уже полученных знаний и навыков во имя создания художественного образа.

Учебное рисование ведется во имя приобретения знаний и навыков, творческое рисование на основе уже полученных знаний и навыков — во имя создания нового и оригинального. Но как мы уже не раз говорили, учебно-аналитические задачи учебного рисунка не исключают творческих моментов. Набросок также создается на основе приобретенных знаний и навыков, но здесь главенствует творческое начало, хотя и в учебном плане. В наброске уже не требуется от студента последовательности построения изображения, применения вспомогательных линий.

Говоря о набросках, надо правильно определить их задачи, цели и назначение. Часто с понятием «набросок» смешивают первый этап работы над рисунком, линейно-конструктивное построение формы. Это неверно.

Набросок ставит своей целью дать в определенный промежуток времени полное представление о наблюдаемой натуре. Наброски могут быть самой различной продолжительности и обработанности: получасовые, часовые, десятиминутные и так далее, в зависимости от условий работы и тех задач, которые ставит перед собой художник.

Набросок — это быстрая зарисовка натуры; он приучает учащихся быстро мыслить, выискивать наиболее убедительные и лаконичные средства выражения, развивает наблюдательность. Набросок заставляет рисовальщика сосредоточивать все внимание только на самом основном, отбрасывая все несущественное. В наброске выявляется степень подготовленности ученика к самостоятельной работе.

В набросках студент должен приучаться легко и быстро применять законы изобразительной грамоты. Наброски великих мастеров прошлого привлекают зрителя вдумчивой и своеобразной изобразительностью, умением выделять самые характерные особенности натуры.

В условиях академического рисования с натуры наброски преследуют определенную учебно-образовательную и воспитательную цель — закрепить уже пройденное и подготовить начинающего художника к самостоятельной работе. Делать набросок — это значит быстро мыслить, быстро анализировать. Набросок — это лаконичное суждение о предмете, которое проверяется по натуре с учетом ранее полученных знаний. Делая набросок, рисовальщик использует весь запас знаний о данной натуре, об особенностях конструктивного строения ее формы, анатомических особенностях и так далее.

За период нашей педагогической практики было отмечено, что наибольшая продуктивность учебных занятий достигается именно во время набросков, когда учащиеся показывают и знание натуры, и умение пользоваться различными техническими средствами рисунка.

Поэтому наброски полезны в том случае, если рисовальщик уже имеет некоторые сведения о натуре. Наброски без определенных задач, без целенаправленности могут разучить рисовать.

Многолетняя практика показала, что без системы, без соблюдения методических принципов эта работа оказывается бесцельной. Обучение наброску также должно преследовать определенную систему методической последовательности усложнения учебных задач. Для студентов первых курсов даются более легкие учебные задачи, на старших курсах — более сложные.

В коротких зарисовках и набросках основное внимание обращайте на характер, на образную характеристику человека — врач, спортсмен, полный в весе, худой и мрачный и так далее. Главное, надо правильно понять разницу в подходе к длительному учебному рисунку и к наброску. В длительном рисунке (учебном) мы усваиваем основные положения академического рисунка — конструктивное построение, передача анатомических закономерностей строения формы головы. В набросках же надо уловить эмоциональное состояние человека, передать типаж.

Регулярная работа над наброском даст возможность быстрее овладеть искусством рисунка. Нет такого художника, который не носил бы с собой альбом для набросков. Знаменитые художники прошлого придавали ежедневной работе очень большое значение. Итальянский художник Ченнино Ченнини в своем «Трактате о живописи» писал: «Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь, так как нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели; это принесет тебе огромную пользу». В жизни мы никогда не встретим человека, абсолютно похожего на другого. Задача художника и состоит в том, чтобы уловить индивидуальные особенности, подметить, что является наиболее характерным для данного человека. Поэтому больше наблюдайте, больше рисуйте с натуры, постоянно делайте наброски.

Хорошим примером таких зарисовок может служить набросок В. Сурикова с молодого человека к картине «Меншиков в Березове».

Художник не просто фиксирует наклон головы сидящего человека, а отмечает характер расположения деталей — носа, глаз, губ. Об этом говорит дополнительный рисунок в правом верхнем углу (рис. 108).

В. И. Суриков, рисунок головы
Рисунок №108 — В. И. Суриков, рисунок головы

Характерные признаки женской и мужской голов хорошо выражены в наброске Н. Фешина (рис. 109, 110).

Экспрессивный набросок А. Броувера убедительно передает лицо смеющегося человека (рис. 111).

В наброске молодой женщины Э. Мане для более полной характеристики образа использует красивый, живописный и выразительный штрих и линию (рис. 112).

Умение передавать в рисунке жизнь, движение и экспрессию человеческого лица для художника-реалиста крайне необходимо.

Н. И. Фешин, набросок
Рисунок №109 — Н. И. Фешин, набросок

Н. И. Фешин, набросок
Рисунок №110 — Н. И. Фешин, набросок

А. Броувер, набросок
Рисунок №111 — А. Броувер, набросок

Э. Мане, набросок
Рисунок №112 — Э. Мане, набросок

Поскольку основная задача нашей школы — воспитать художника-профессионала, то в системе обучения рисунку головы работе над набросками уделяется серьезное внимание. Наброски и короткие зарисовки вплотную подводят начинающего художника к творческой деятельности. Они приучают студента к самостоятельности и оригинальности решения изобразительных задач. С системой и методикой работы над набросками можно подробно ознакомиться в книгах Барщ А. О. «Наброски и зарисовки», Кузин В. С. «Наброски и зарисовки».

Рисование с живой головы человека являемся хорошей школой для художника. Богатство и выразительность форм во время движения живого человеческого лица дает возможность художнику подметить и уловить самые характерные черты, присущие данному человеку, а молодому рисовальщику подойти к созданию художественного образа. Наблюдая за мимолетными изменениями пластики лица, а точнее за сокращениями и расслаблениями мышц лица, художник начинает искать и соответствующие средства передачи формы в рисунке. К аналитической деятельности рисовальщика непроизвольно присоединяется и эмоциональная художественно-творческая деятельность. В этот момент рождается и формируется художник, активизируется его творческий подход к делу. Удачно решенные учебные задачи поддерживают увлечение искусством рисунка, а в дальнейшем и стремление овладеть искусством портрета.

Хорошо усвоив принципы изображения человеческой головы, можно переходить к решению более сложной задачи — к созданию портрета.

Овладевать искусством портрета лучше всего с изображения автопортрета. Рисуя себя самого, художник сможет позировать столько, сколько ему потребуется для завершения работы.