Предисловие - часть вторая

Советское реалистическое искусство требует от художника тесной связи с жизнью и высокопрофессионального мастерства. Отсюда особое внимание к художественной школе, к методам овладения языком изобразительного искусства. Реалистическое искусство пользуется языком, ясным для всех, оно доступно людям всего земного шара и стремится отображать реальную действительность правдиво, без искажений. Все великие художники реалистического направления при изображении человека стремились использовать язык ясный и понятный, чтобы зритель, независимо от нации, расы и уровня образования, мог «прочитать» произведение художника-реалиста.

Советский художник также должен хорошо владеть реалистическим рисунком, чтобы суметь запечатлеть образы своих современников, чтобы и потомки наши смогли получить правильное представление о нас. Народный художник СССР Т. Салахов пишет: «Если художник создает зашифрованные ребусы и шарады, то это говорит о его замкнутости и оторванности от жизни... Молодые художники не могут не задумываться об изобразительной форме, которая лучше всего передавала бы индивидуальность современных героев, их духовную наполненность, преклонения художника перед красотой реального мира».

Объективное познание натуры дает возможность художнику реалистически убедительно изобразить ее на плоскости, а эти объективные знания художник может приобрести только с помощью науки. Изучение перспективы, анатомии, теории теней имеет тесную связь с искусством, хотя искусство и наука по разным законам познают природу.

О. А. Кипренский - Портрет Е. И. Чаплица
Рисунок №6 — О. А. Кипренский - Портрет Е. И. Чаплица

В своей работе «Материализм и эмпириокритицизм» В. И. Ленин пишет, что познание реальной действительности в науке и искусстве подчиняется одним и тем же законам, различна лишь форма отражения. Искусство отражает мир в художественно-образной форме, наука — в понятиях, законах, категориях. Вместе с тем марксистско-ленинская наука предупреждает, что процесс познания природы человеком очень сложен. Одной из задач учебного академического рисунка и является раскрытие путей познания реальной действительности в процессе построения изображения, раскрытие приемов и методов изучения форм природы

Путь познания реальной действительности подчиняется определённой закономерности. В. И. Ленин эту закономерность выразил следующими словами: «От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике — таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

Учащиеся художественных учебных заведений часто пытаются ограничиться в рисунке поверхностным наблюдением, а в живописи — мимолетным созерцанием, считая, что этого вполне достаточно для художественного отображения натуры. В результате они становятся на ложный путь, начинают придерживаться ошибочного взгляда, будто бы в искусстве необходимо лишь первое живое впечатление, что ценность в искусстве представляют произведения, в которых выражаются только непосредственные мимолетные субъективные ощущения художника.

Вопрос об отношении художника к реальной действительности всегда вызывал много споров. Вокруг этого вопроса велась и ведется ожесточенная борьба между представителями материалистической и идеалистической эстетики. Представители идеалистической эстетики утверждают, что первичным должно являться для художника вдохновение, чувство. Материалистическая эстетика, наоборот, утверждает, что реальный мир первичен, а художественное мышление вторично. Материалисты доказывают, что искусство является своеобразной формой отражения объективно существующего мира. Материализм в полном согласии с естествознанием берет за первичное данную материю. Считая вторичным сознание, мышление, ощущение, ибо в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами материи (органическая материя), и в «фундаменте самого здания материи» можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением».

О. А. Кипренский - Портрет П. А. Оленина
Рисунок №7 — О. А. Кипренский - Портрет П. А. Оленина

Художник-реалист всегда опирается на реальную действительность, учитывает объективные законы действительности и при построении изображения творчески использует их. Формирование художника-реалиста предусматривает вооружение учащихся художественных учебных заведений определенной суммой научно-теоретических знаний и практических навыков. Художник-профессионал тем и отличается от дилетанта, что он должен хорошо знать и понимать сложности реалистического изображения, закономерности зрительного восприятия действительности и уметь творчески их использовать в работе. Такие научно-теоретические дисциплины, как марксистско-ленинская философия, психология, анатомия, перспектива помогают художнику глубже понять явления действительности и изобразительного искусства.

Выдающийся художник-педагог П. Чистяков, размышляя о сути творчества, писал: «Да и что такое творчество? Задавали ли [себе вопрос] те, которые о нем так часто толкуют, что такое творчество, откуда оно берется. Оно дух, как говорят, а дух выше натуры. Вот это-то и плохо, когда человек вообразит в себе этого духа выше натуры: от него понесет дичью». Пренебрегая натурой, объективными законами строения форм природы, обучающийся рисунку не сможет подойти и к творческому отображению реальной действительности. Желая выступить в роли художника-портретиста без специальной школы, без усвоения правил и законов реалистического построения изображения форм головы на плоскости, художник не сможет добиться и должного успеха.

Противники реалистического искусства утверждают, что для художника необходимо первое впечатление, без каких-либо повторных проверок полученных впечатлений. С их точки зрения «художественная образность» может быть крайне искаженной и даже ничего общего не имеющей с реальной действительностью. Тем самым они искажают и понятие художественного образа, и понятие образа вообще. В. И. Ленин писал: «...вне нас существуют вещи. Наши восприятия и представления — образы их. Проверка этих образов, отделение истинных от ложных дается практикой».

О. А. Кипренский - Портрет А. Р. Томилова
Рисунок №8 — О. А. Кипренский - Портрет А. Р. Томилова

Художественный образ формируется постепенно в процессе познания, внимательного наблюдения и изучения натуры. В этом и заключается суть художественного творчества. Художественное творчество, при всем богатстве его внутренних возможностей, с самого начала причинно обусловлено необходимостью достоверного отражения жизни и точной передачи полученной информации людям с социально (классово) значимыми целями. Оно подчинено объективным гносеологическим и психологическим законам, а также законам строения художественного образа, координируется ими и осуществляется в полном соответствии с ними.