Изображение конструктивной схемы при различных положениях головы в пространстве - часть вторая

Художнику специальные упражнения также необходимы, они помогают ему быстрее изучать натуру, правильнее понимать закономерности строения формы, выделять и умело подчеркивать в рисунке ту незыблемую постоянную конструктивную основу формы, которая заключена в натуре. Выделение, обособление отдельных положений учебного рисунка не только помогает ученику быстрее усваивать учебный материал, но и помогает понять весь комплекс работы в целом. Студенту трудно сразу усвоить весь комплекс построения изображения, понять и научиться выражать в рисунке конструктивную основу формы, усвоить правила и законы перспективы, анатомии, теории теней. С помощью специальных упражнений студент может быстрее приобрести необходимые знания и навыки. В начальном периоде рисования головы основное внимание должно быть обращено на линейно-конструктивный рисунок, овладеть которым можно только с помощью специальных упражнений.

Они могут быть двух видов: изображение линейно-конструктивной основы формы головы с помощью натуры и без натуры, по представлению.

Рисуя линейно-конструктивную схему формы головы по представлению, ставьте себе каждый раз конкретную задачу. Например, как будет выглядеть линейно-конструктивная схема формы головы, если голова будет находиться выше уровня ваших глаз и в трехчетвертном повороте. Рисунок по представлению ведите так, как будто перед вами находится реальная голова в определенном положении и ракурсе. Построение рисунка ведите так же, как вы это делали бы при рисовании с натуры, соблюдая все правила и законы.

Психологический эффект этого метода заключается в том, что рисующий начинает активно призывать на помощь свою память, способность пространственного мышления и образного воображения, а следовательно, лучше закреплять свои знания и навыки. Более того, выявляя линейно-конструктивную основу фермы головы без натуры, студент не только развивает память и воображение, но и активизирует творческую деятельность. Изображая форму головы по представлению, студент уже не имеет возможности обратиться за справкой к натуре, он должен воссоздать ее в своем воображении и ясно представить ее структуру, а все это является творческим процессом.

Чтобы хорошо овладеть методом линейно-конструктивного рисунка, сначала используйте в качестве натуры слепки с античных скульптур, так как они создавались художниками с учетом классических канонов. Усвоение конструктивно-анатомических закономерностей строения формы головы позволит учащемуся уверенно по памяти и по представлению изображать голову в самых различных положениях и ракурсах, что необходимо будет ему в период работы над композициями.

Для закрепления знаний и практических навыков в рисовании полезно сделать ряд параллельных рисунков на линейно-конструктивное построение и объемно-конструктивное с живой натуры. В качестве натуры может выступить сам автор, иначе говоря, необходимо исполнить ряд автопортретов, рисуя себя с помощью зеркала. На рисунках 21 и 22 показаны примеры таких упражнений.

В дальнейшем, конечно, все эти схемы художник не будет вычерчивать на своем рисунке, он будет лишь подразумевать их, мысленно ими пользоваться для проверки правильности построения формы. Основная же его задача — дать реальный и выразительный рисунок головы. Поэтому, запоминая и пользуясь этими схемами в учебном рисунке, надо стараться изображать их легкими касаниями карандаша бумаги, чтобы в законченном рисунке они исчезли сами, без применения резинки. Многие преподаватели после выполнения студентами рисунков на линейно-конструктивное построение дают им специальное задание на изображение формы головы без применения вспомогательных линий построения. Тем, кому трудно изображать форму головы без применения вспомогательных линий, предлагается проводить их по воздуху, не касаясь карандашом листа бумаги, а на рисунке фиксировать лишь реальную форму (рис. 44).

Существует мнение, что постоянное употребление схем в конце концов «засушит» художника, что даже в период обучения не надо заставлять начинающего художника заучивать схемы строения формы. Это — неверно. Правила, законы, схемы построения формы служат отправной точкой в работе начинающего художника, они дают ключ к познанию реальной действительности, помогают разобраться в сложной форме живой головы и брать от натуры в первую очередь самое основное. Схематический рисунок может дать достаточно ясное представление о форме объекта, а времени у художника отнимает немного и позволяет ему все внимание сосредоточить на решении творческой задачи.

Так, например, О. Кипренский с пятилетнего возраста заучивал в Академии схемы и каноны построения формы головы, которые помогали ему в дальнейшем в его творческой работе. В эскизах он постоянно прибегал к схематическим изображениям (рис. 45, изображение богоматери в круге), что отнюдь не сделало его искусство условным и «засушенным». Напротив, именно благодаря превосходной академической выучке, он смог создавать необычайно жизненные и выразительные произведения искусства. Посмотрите еще раз на портрет Щербатовой (рис. 4) — какой изумительной реалистической глубины образа добился художник скупыми средствами рисунка. Подобных примеров можно привести большое количество, как в русском искусстве, так и в зарубежном.

О. А. Кипренский - Рисунок из альбома
Рисунок №45 — О. А. Кипренский - Рисунок из альбома

Усвоение основных положений академического рисунка, о которых мы говорили выше, требует от начинающего художника прежде всего прилежания. Эту мысль с древнейших времен внушали художники-педагоги своим ученикам. Великий английский художник Джошуа Рейнольдс говорил воспитанникам Академии: «Успех вашей художественной деятельности почти целиком зависит от вашего прилежания, но прилежание, которое я вам советую, есть прилежание разума, а не рук. Наше искусство не есть божественный дар, но оно и не чисто механическое ремесло. Его основание заложено в точных науках».

Усваивая основные положения академического рисунка, молодой художник подготавливает себя к активной творческой деятельности. Школа советского реалистического искусства ориентирует начинающего художника на объективное мировосприятие, на умение сочетать грамотность и выразительность, чем нас так восхищают великие русские художники-портретисты О. Кипренский, К. Брюллов, И. Крамской, И. Репин, В. Серов и многие другие.

Конечно, современный художник будет вносить свое, новое, но опираться он должен на прогрессивные традиции реалистического искусства.

Поскольку процесс построения изображения головы по предлагаемым схемам и принципам анализа формы является творческим процессом даже в учебном плане, то в дальнейшем он поможет молодому художнику находить свои собственные приемы работы, но торопиться с этим не следует.

Усваивая основные закономерности строения формы головы, надо иметь в виду, что за правильностью их соблюдения надо следить на протяжении всего процесса рисования с натуры. Вместе с тем работа над длительным рисунком требует соблюдения методической последовательности, как в анализе формы, так и в процессе построения изображения. Рассмотрим эту методическую последовательность работы вначале на примере рисунка гипсовой головы античного образца.