Шестая часть

Говоря о технике рисунка, нелишним будет еще раз напомнить, что свобода исполнения, техническое мастерство не должны идти вразрез с академическими задачами учебного рисунка. Свобода исполнения достигает силы только в том случае, если она не мешает правильности, если техника рисунка будет помогать полнее и красочнее раскрывать научные положения реалистического рисунка, объективные законы строения природы. Прекрасные рисунки Рафаэля поражают нас высокой техникой исполнения только потому, что в них заложено глубокое знание законов природы и законов изобразительного искусства. Но сама техника, как таковая, не выпячивается, зритель даже не чувствует тех громадных усилий, которые пришлось затратить художнику, чтобы добиться свободы и легкости исполнения. Еще Архип Иванов указывал: «Но и то должно сказать, что свободность руки не кажется тогда свободностью, когда она заключена, как то ей следует в пределы великой правильности; чему представляет пример нежная собственность, находящаяся в лучших Рафаэловых рисунках, которая ощутительна одним ученым глазом».

Говоря о технике рисунка, необходимо в связи с этим сказать несколько слов и о материалах, о приготовлении бумаги, конечно, не в смысле заводского изготовления, а в том смысле, как нужно натянуть бумагу на планшет, как подготовить ее для рисунка. Студенту необходимо ознакомиться с рисовальными материалами, их свойствами. Некоторые считают, что в учебном заведении студентов не надо знакомить с техникой работы, однако студенты очень часто не только не умеют работать углем, сангиной, но даже не умеют правильно заточить материал, правильно натянуть бумагу на планшет. Такое невнимание к технике и технологии материалов очень портит художников.

Очень часто ученики не только не желают натягивать бумагу на планшет, но и кнопками его прикалывают небрежно. То рисунок висит на двух кнопках, то иногда даже на одной. Одно это характеризует отношение ученика к своему рисунку.

В художественных учебных заведениях очень часто мы видим рисунки самого неприглядного вида — затоптанные, испачканные краской, покрытые жирными пятнами. Нужно всячески развивать у молодых художников профессиональное отношение к материалам. В этом отношении очень хорошо было поставлено дело у А. Дейнеки. Он всегда строго требовал, чтобы на всех курсах рисунки выполнялись на бумаге, натянутой на планшет. Это заставляло студентов любовно относиться к делу, работать над рисунком с большой ответственностью. Студент художественного учебного заведения должен научиться хорошо разбираться в качестве бумаги и уметь правильно подобрать для нее соответствующий рисовальный материал. Очень часто студенты художественных учебных заведений (причем старших курсов) для работы углем приносят гладкий полуватман и начинают спрашивать у педагога, на какой стороне лучше рисовать. На деле же оказывается, что эта бумага вообще не пригодна. Нужна шероховатая пористая бумага.

Бумагу на планшет можно натянуть двумя способами: первый — намочить лист бумаги, положить его на планшет и, слегка натягивая, закрепить клеем на торцовых краях планшета. Второй — положить сухой лист бумаги на планшет, разровнять его ладонями и края наклеить на торцовую часть планшета. Чтобы на углах бумага не морщилась, не получались складки, углы листа бумаги срезать бритвой. Затем смочить лист бумаги водой, и она хорошо и ровно натянется на планшет.

Художник должен знать, что каждый материал имеет свои специфические свойства, характерные особенности. В каждом материале заключены свои возможности, которые начинающий художник обязан изучить. Культура рисунка тесно связана с знанием материалов, их качества и разнообразия. Так, например, для угля, сангины, соуса бумага должна быть шероховатой, пористой, чтобы рисовальный материал входил в поры бумаги и не осыпался. Уголь, соус, сангина должны быть средней мягкости, однородного состава и не царапать бумагу.

В процессе обучения рисунку художник должен узнать выразительные свойства каждого рисовального материала, чтобы с их помощью донести до зрителя свои впечатления и чувства ясным и убедительным языком изобразительного искусства.

Художнику-реалисту необходимо овладеть культурой рисунка, овладеть техникой и технологией материалов, чтобы убедительно и ярко воспроизводить образы своих современников. Например, при работе над портретом уголь является прекрасным рисовальным материалом. Примером этому служат рисунки великих мастеров. Углем можно добиться очень тонких переходов светотени, передать материальность (рис. 178). В учебном рисунке уголь дает студенту возможность находить приемы работы, отвечающие темпераменту, вкусам и творческим устремлениям данного студента. В отличие от карандаша уголь более подвижный и податливый материал, он легко смахивается с бумаги тряпкой и хорошо втирается в поры при употреблении растушки.