Техника рисунка и рисовальные материалы - первая часть

В задачу учебного академического рисования с натуры входит не только усвоение правил реалистического рисунка, но и художественного мастерства. Рисование с натуры головы человека не должно ограничиваться только усвоением законов реалистического рисунка, оно, прежде всего, должно подготовить будущего художника к его практической творческой деятельности П. Чистяков писал: «Искусство не есть одна наука, искусство пользуется наукой, искусство должно уметь законы и знания применять к делу, на то оно и есть искусство — уменье». Знание основ изобразительной грамоты дает художнику возможность правильно видеть и понимать законы строения форм природы и точно изображать виденное. Однако этого еще недостаточно, чтобы стать художником. Рисовальщик может хорошо понять и запомнить основные правила рисования с натуры, но не уметь приложить полученные знания к делу. Медики хорошо знают анатомическое строение человеческого тела, но это еще не дает им возможности изобразить человеческую фигуру. Помимо знаний, художник должен овладеть мастерством.

Одним из решающих моментов приобретения художественного мастерства является техника. От рисовальщика требуется техническое совершенство, большой навык и вкус в пользовании различными рисовальными материалами — орудиями его труда. Основная причина робости в рисовании заключается в отсутствии технического навыка. Вопросы техники рисунка, вопросы изучения приемов работы рук являются настолько серьезными, что умалчивать о них в художественной школе нельзя. Между тем вопросам техники рисунка в нашей методической литературе уделяется очень мало внимания, дается мало методических рекомендаций по работе карандашом, углем, сангиной, соусом, пером и кистью.

Развитие технических навыков также необходимо художнику, как необходима скоропись в чистописании для свободного начертания письменных знаков. Художник не должен испытывать затруднений в технике рисования, так же как не испытывает этого человек при письменном изложении своих мыслей.

Свобода и виртуозность владения языком искусства дает возможность художнику всецело отдаваться творчеству, легко решать творческие замыслы и добиваться наибольшего эффекта. Художник, слабо владеющий изобразительной техникой, оказывается скованным и не может выразить свои замыслы в полную силу. Очень хорошо по этому поводу сказал балетмейстер Р. Захаров: «Если танцовщица не освоит всех трудностей своей вариации, она будет связана и как бы закрепощена технической стороной танца, ей будет уже не до образа. Все ее внимание будет сосредоточено не на выражении мысли и чувств, заложенных в танце, а на преодолении его технических трудностей».

Разговор о технике рисунка и рисовальных материалах мы будем вести в связи с изображением головы человека. Задача данного пособия не только раскрыть закономерности построения изображения формы головы, но и показать, как, какими средствами рисунка можно добиться наибольшей выразительности.

Техническая виртуозность в руках одаренного художника — залог его успеха, высокого мастерства. Поэтому, обучаясь рисованию с натуры, необходимо обучаться и художественному мастерству, в особенности в специальной художественной школе. И в этом плане надо отдать должное старой художественной школе, которая технике рисунка уделяла большое внимание. По сути дела, обучение рисованию начиналось с обучения техническим приемам работы — копирования образцов, оригиналов. Копируя, например, рисунки Ж.-Б. Грёза (рис. 166, 167) и наблюдая выразительность линий и штрихов, ученик начинал понимать и овладевать языком искусства рисунка, научился лепить форму средствами рисунка. Если мы внимательно посмотрим, как художник в рисунке трактует форму лба, щек, прядей волос, то станет ясна их учебно-воспитательная ценность.

Ж. Б. Грез, рисунок
Рисунок №166 — Ж. Б. Грез, рисунок

Ж. Б. Грез, рисунок
Рисунок №167 — Ж. Б. Грез, рисунок

Художественное исполнение рисунка требует определенных технических навыков. Вспоминая виртуозного рисовальщика О. Кипренского, мы восхищаемся его изумительной техникой. В серии рисунков 1812—1813 годов он довел технику работы итальянским карандашом до исключительного совершенства. Он извлекал из итальянского карандаша все возможности и сумел довести «черное и белое» до живописного звучания, оставляя в то же время карандашу его специфические особенности. В очаровательном портрете мальчика Кипренский продемонстрировал совершенство графической техники, показал, какие богатые возможности имеются у итальянского карандаша. С исключительным мастерством он дает удары мела, заставляя его то гореть в виде ярких бликов, то тускнеть на высветленном фоне тоновой прокладки, создавая прозрачный и нежный ажур белого воротничка. Видно, как свободно художник владеет материалом, знает его природу, его качества (рис. 168).

О. А. Кипренский, портрет мальчика
Рисунок №168 — О. А. Кипренский, портрет мальчика

В известном портрете Салтыкова (рис. 169) мы видим, что Кипренский взял от академической школы рисунка. Особое внимание обращает на себя высокая техника штриха в изображении пространственного фона. С одной стороны, это очень своеобразный, легкий, лишенный скованности и сухости штрих, который художник так ловко наносит на поверхность. С другой же стороны, если внимательно присмотреться, это традиционный академический штрих, который так строго и долго изучался в Академии. Посмотрите на правую щеку, подбородок, фон, и вы узнаете знаменитый штрих, который воспитанники Академии начинали осваивать еще в оригинальных классах.

Надо отметить: во всех художественных школах первой половины XIX века обучению техники рисунка уделялось самое серьезное внимание. Об этом свидетельствуют методические пособия и самоучители по рисованию, а также работы воспитанников художественных школ.

О. А. Кипренский, портрет Салтыкова
Рисунок №169 — О. А. Кипренский, портрет Салтыкова

Техника в рисунке, в творческой работе художника имеет такое же значение, как исполнительская техника у актера, музыканта, спортсмена. Художник, слабо владеющий профессиональной техникой, не может создать совершенных художественных образов и успешно решить поставленную задачу. И. Репин писал: «Но согласитесь, как бы ни была содержательна вещь по своей задаче, если она будет слаба по исполнению, она будет возбуждать даже отвращение к той прекрасной идее, за которую автор взялся. Я помню, как Крамской при взгляде на подобные вещи говаривал: „Какой прекрасный сюжет испорчен, и испорчен надолго"».

Во всех других искусствах технике исполнения уделяется самое серьезное внимание. Выработка технического мастерства у художника также должна занимать должное место в художественном образовании.