Седьмая часть

В старые времена, используя эти ценные качества угля, всякий рисунок начинали с изображения формы углем, даже под карандашный рисунок. Уголь как прекрасный рисовальный материал хорошо зарекомендовал себя и в учебной работе, и в творческой работе художника-профессионала.

Однако многие молодые художники не только не умеют работать углем, но даже заточить угольную палочку не могут. Обычно они затачивают уголь, как карандаш, ссылаясь при этом на указания старинных пособий. Действительно, в старину изготовлялись угольные палочки из древесины, которые можно было затачивать, как карандаш.

Тогда для рисования, живописи и прикладного искусства — были специалисты-угольщики, которые умели приготовлять особые сорта угля для самоваров, утюгов, переносных печек для обогрева комнат без угара; они же приготовляли и разные сорта угольных палочек для художников. Сегодня угольные палочки приготовляются не из широкой древесины, а из древесных веток, сердцевина у которых рыхлая, она крошится и остро заточить ее невозможно. Поэтому такую угольную палочку надо затачивать косо (рис. 179), так чтобы сердцевина оказывалась сбоку. При такой заточке художник может давать и очень тонкие линии (ребром), и широкие. При покрытии тоном больших плоскостей уголь кладут плашмя.

Заточка угля
Рисунок №179 — Заточка угля

Сочетание тонких линий с широкой прокладкой тона мы находим во многих рисунках Н. Фешина. В этих рисунках художник тонкую линию использует не только для конкретизации формы, но и для придания изобразительного эффекта при трактовке волос, одежды. Если рисовальщику очень трудно работать углем над мелкими деталями, можно использовать в этом же рисунке и угольный карандаш.

Для более тонкой моделировки формы тоном применяются растушки, сделанные из замши, лайки, бумаги. Поскольку в продаже специальных растушек почти не бывает, каждый может сделать растушку сам из простой газетной бумаги. Для этого надо отрезать полоску от целого листа газеты шириной 15—20 см и вырезать из нее треугольники. Основанием этого треугольника будет ширина полосы (15—20 см), а вершина будет располагаться на противоположном конце полосы. Соединив линейкой вершину с основанием, и отрезав лишнее, мы получим очень длинный треугольник. У его основания кладем карандаш или тонкую кисть и сворачиваем этот треугольник в трубочку. Затем вынимаем кисть или карандаш, и эту трубочку ладонями на столе скатываем в твердый валик. Когда у вас получится твердый валик в виде веретена, его концами можно тонко прорисовать форму.

Снимать уголь во время моделирования формы в рисунке, то есть вводить свет в нужных местах формы резинкой (ластиком) не следует. Для этого лучше всего пользоваться клячкой или мякишем белого хлеба. Разминайте пальцами кусочек белого хлеба и им высветляйте нужные места, причем каждый раз его снова разминайте, чтобы он не пачкал листа бумаги. Для более тонкой проработки деталей на комочке хлеба делаете заостренный кончик и им снимаете маленькие плоскости тона.

Вместо хлеба можно из резинки (ластика) сделать клячку, опустив ее на несколько часов в бензин. Когда она размякнет, ею так же как и мякишем хлеба пользуются в рисунке, и так же разминают в руках после снятия угля.

Бумагу под угольный рисунок надо брать пористую, шероховатую. Если такой бумаги найти нельзя, то можно воспользоваться и гладкой чертежной бумагой, но предварительно ее надо обработать: натянуть на планшет и покрыть жидким раствором клейстера (из муки или крахмала), куда можно немного добавить гуашевых белил. Однако на такой грунтованной бумаге работать сложнее, так как уголь уже не будет так легко смахиваться.

Закончив рисунок, его надо закрепить. Фиксировать угольные рисунки можно снятым молоком, канифолью, растворенной в бензине и даже сахарной водой (два кусочка пиленого сахара на 1/2 стакана воды). В последнее время многие фиксируют рисунки лаком для волос.

Фиксирование надо проводить в несколько приемов, давая каждый раз рисунку просохнуть. Пульверизатор должен находиться в метре от рисунка и не давать крупных брызг (капель).

При покрытии больших поверхностей тоном, угольную палочку кладут плашмя. Таким приемом выполнен портрет Ф. Шаляпина (рис. 151) В. Серовым. Здесь художник не только держал угольную палочку плашмя, но и в некоторых местах ее чуть-чуть приподнимал, а другим концом сильно нажимал на бумагу краем палочки.

Уголь можно сочетать с другими материалами — мел, сангина, цветные карандаши. Но введение других материалов должно быть очень сдержанным. Так, например, в портрете О. Орловой (рис. 182) В. Серов сводит красный карандаш в моделировку щек и губ и синий — в отделку шляпы и зрачков глаз.

Не менее выразителен как рисовальный материал соус. Соус своей бархатистой фактурой позволяет художнику выполнять очень красивые рисунки. Большим мастером рисунка соусом был И. Крамской. Он создал целую галерею соусных рисунков своих современников: портрет Н. Кошелева (рис. 183), портрет В. Васнецова (рис. 184), портрет молодого П. Чистякова (рис. 180) и многие другие (рис. 185), где показал более богатое разнообразие соуса как рисовального материала.

И. Н. Крамской, портрет П. П. Чистякова
Рисунок №180 — И. Н. Крамской, портрет П. П. Чистякова

В. А. Серов, портрет О. К, Орловой
Рисунок №182 — В. А. Серов, портрет О. К, Орловой

И. Н. Крамской, портрет Н. А. Кошелова
Рисунок №183 — И. Н. Крамской, портрет Н. А. Кошелова

И. Н. Крамской, портрет В. М. Васнецова
Рисунок №184 — И. Н. Крамской, портрет В. М. Васнецова

И. Н. Крамской, портрет неизвестного
Рисунок №185 — И. Н. Крамской, портрет неизвестного

Однако работать соусом очень трудно, он не терпит постоянных поправок, плохо снимается с бумаги, а при сильном нажиме на бумагу дает излишние черноты. Рисунок соусом требует от художника предельной осторожности, повышенной внимательности и методичности в работе.

Работать соусом можно двумя способами — сухим и мокрым.

Методика работы сухим соусом состоит в следующем: на небольшом клочке бумаги растирают палочку соуса, полученным порошком с помощью растушки наносится основной рисунок, затем тон постепенно усиливается и заканчивается рисунок палочкой сухого соуса. Таким методом выполнен рисунок головы плачущей женщины И. Крамским к картине «Неутешное горе» (рис. 145).

Мокрый способ дает возможность художнику добиваться в рисунке живописного звучания. Примером такого рисунка может служить портрет С. Крамской у окна, выполненный И. Крамским.

Способ мокрого соуса состоит в следующем: на блюдце растирается кусочек соуса и смачивается водой, затем сухим соусом с помощью растушевки намечается рисунок головы, а потом уже кистью, как при работе акварелью, прокладываются основные тональные отношения жидким соусом. Заканчивается рисунок опять сухим соусом. Преимущество мокрого соуса состоит в том, что проложенные мокрым соусом полутона позволяют после высыхания продолжать моделировать форму — выбирать света и блики, усиливать тон в нужных местах.