5 часть

Рисовальщику, знающему лишь законы светотени, нетрудно выдержать рисунок в тоне. В связи с этим ознакомим рисовальщика с этими законами. Законы освещения так же точны и определенны, как и законы перспективы, анатомии. Наблюдения ученых-физиков показали, что свет имеет свои определенные законы распределения в пространстве и на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому художнику:

  1. По мере удаления поверхностей от источника света освещенность их будет ослабевать: сила света обратно пропорциональна квадрату расстояния от предмета до источника света (то есть поверхности, удаленные от источника света на вдвое большее расстояние, будут освещены в четыре раза слабее).
  2. Контраст света и тени на предметах, расположенных ближе к источнику света, резче, чем на предметах, удаленных от него. В рисунке, соблюдая этот закон, мы должны следить, чтобы света и тени на первом плане были интенсивнее, чем на среднем, а на среднем — сильнее, чем на заднем плане, причем следует избегать резких переходов от одной световой зоны к другой. Это явление легко увидеть. Постепенно удаляйте источник света от натуры, и вы увидите, как будут ослабевать контрасты света и тени. Удалите свет еще дальше, и вы увидите, что предметы становятся однотонными, границы светотени становятся трудно различимы.
  3. Тень, падающая от предмета, будет темнее поверхности самого предмета. Если даже предмет будет темного цвета, участок падающей тени у основания предмета будет темнее, чем тень на самом предмете. Следовательно, моделируя, например, форму носа тоном, тень на ноздре должна быть слабее падающей тени от ноздри.

Выдержать рисунок в тоне — это значит передать светотеневые отношения от самого светлого через шкалу полутонов к самому темному. Единства и собранности рисунка мы сможем добиться в том случае, если общая тональность получит закономерное развитие через промежуточные нюансы — от самого светлого до самого темного в тенях.

Используя белый или тонированный цвет бумаги и силу тона карандаша, угля или соуса, рисовальщик может передать не только форму и объем изображаемой головы, но и фактуру (материал).

Светотеневые отношения (сила света, теней и полутеней) в общем ансамбле рисунка должны подчиняться определенной гармонии. Каждый полутон, свет, рефлекс и блик должны дополнять и поддерживать друг друга так, как это мы наблюдаем в музыке, где каждый звук аккорда согласован с соседним, дополняет его, создавая впечатление единого целого.

Леонардо да Винчи законам распределения света и тени, законам тоновых отношений уделял большое внимание и в своей «Книге о живописи» сформулировал их очень четко: «О тени. Тень покажется настолько более темной, насколько она будет ближе к свету. Все тени одноцветны, и та является наиболее темной, которая находится на наиболее светлом фоне». И далее: «О светах среди теней. Когда ты срисовываешь какое-нибудь тело и сравниваешь силу светов в его освещенной части, помни, что часто глаз обманывается, и ему кажется более светлым то, что менее светло. Причина тому порождается контрастами между соприкасающимися частями. Действительно, если имеются две части различной светлоты и менее светлая граничит с темной частью, а более светлая граничит со светлой частью, как, например, небо или что-нибудь подобное по светлоте, тогда менее светлая, т. е. менее освещенная, будет казаться более освещенной, а более светлая покажется более темной».

Все эти закономерности особенно необходимо учитывать при изображении гипсовой головы, где приходится «сравнивать силу светов в его освещенной части» и иметь в виду, что «часто глаз обманывается, и ему кажется более светлым то, что менее светло». (Рис. 85)

И. Е. Репин, рисунок гипсовой головы
Рисунок №85 — И. Е. Репин, рисунок гипсовой головы