5 часть

Задумав сделать групповой портрет, художнику необходимо уже в период наблюдения за группой людей понять их общность, их взаимосвязь, как это умел делать Ф. Гальс в своих групповых портретах. Конечно, первый композиционный замысел и сделанный с натуры набросок будет претерпевать изменения, а возможно, и перегруппировку, но дух общности людей должен сохраниться до конца.

При работе над групповым портретом большое значение, если не решающее, имеет первый композиционный набросок, раскрывающий замысел художника. Если в нем идея портрета выражена убедительно и дает возможность в дальнейшем реально раскрыть содержание портрета, то художнику надо мобилизовать все возможности для завершения начатого и не потерять живого эмоционального восприятия действительности.

Развить в себе это умение двумя путями: во-первых, постоянно наблюдать за группками людей, как они общаются между собой, каковы при этом их движения, характерные жесты рук и как при этом воспринимается общий ансамбль данной группы людей. Во-вторых, постоянно фиксировать увиденное в быстрых набросках и коротких зарисовках.

При выполнении окончательного рисунка, изображение каждой головы, как мы уже говорили, протекает в основном по памяти и по представлению. Поэтому к групповому портрету надо собирать как можно больше подготовительного материала, с помощью которого художник будет вносить коррективы в рисунок каждой головы.

Если в процессе моделировки формы стала появляться схематичность, теряться образность (нехарактерные выражения лица, несвойственные портретируемым позы и жесты), работу надо прекратить и сделать ряд набросков с каждого персонажа, уточнить различие, выявить самое характерное. Возможно, такой метод накопления зрительных впечатлений заставит художника изменить технику и материал. Например, художник задумал решить групповой портрет в технике угольного рисунка, но в процессе работы над набросками он увидел, что выразительность повышается при более детальной проработке формы, а это возможно только при работе угольным карандашом. Следовательно, для большей убедительности и выразительности рисунка художнику надо наряду с углем использовать карандаш «Ретушь», а возможно, ввести немного сангины.

При выполнении быстрого рисунка группового портрета желательно ознакомиться с опытом работы больших мастеров — посмотрите групповые портреты П. Федотова, где он запечатлел своих однокашников, таких рисунков сохранилось довольно много. Примером такого подхода к групповому портрету могут служить рисунки Федотова, где он изображает и себя в кругу близких (рис. 163, 187).

П. А. Федотов, прогулка
Рисунок №163 — П. А. Федотов, прогулка

П. А. Федотов, автопортрет
Рисунок №187 — П. А. Федотов, автопортрет

При детальной проработке формы, прежде всего, внимательно следите за различием характера деталей головы. Проследить за этим можно при выполнении группового портрета своих однокурсников; но, к сожалению, собрать их всех вместе бывает очень трудно. Поэтому изображение головы каждого приходится выполнять по отдельности, а затем уже, по эскизу композиции, соединять вместе. Иначе говоря, эта работа имеет сугубо творческий характер.

Стремление к созданию парных и групповых портретов у учащихся, как правило, проявляется в период прохождения пленэрной практики. Одному хочется запечатлеть преподавателя, окруженного группой студентов, другому своих друзей, третьему себя в кругу товарищей. Много парных и групповых портретов создается художниками в творческих командировках, на различных стройках, в колхозах, экспедициях. Большое количество парных и групповых портретов было выполнено советскими художниками в годы Великой Отечественной войны.

Конечно, ограниченность данного пособия не дает возможности полностью раскрыть все тонкости и особенности искусства портрета, объем иллюстративного материала не может превышать установленных норм, а именно он [иллюстративный материал] иногда говорит начинающему художнику больше, чем пространные объяснения педагогов. Поэтому мы советуем начинающему, когда он встретит интересные рисунки парного или группового портрета, не ограничиваться мимолетным наблюдением, а внимательно проанализировать их содержание и технику исполнения. Посмотрите, как художник трактует лица портретируемых и как прорисованы аксессуары, какую технику и какие материалы он применял (рис. 188).

З. Е. Серебрякова, портрет Е. Н. Гейденрейх
Рисунок №188 — З. Е. Серебрякова, портрет Е. Н. Гейденрейх

Работая над портретом, продолжайте овладевать техникой рисунка, мастерством, активизируйте свою творческую инициативу в поисках эффективных средств выражения.

В связи с этим необходимо несколько слов сказать о технике рисунка, которая так необходима при рисовании с натуры головы человека.